Анабиоз или агония? Стоит ли ожидать роста производства в украинском автопроме

Производство автомобилей в Украине стремительно сокращается: по итогам девяти месяцев 2015 года выпуск упал втрое по сравнению с тем же периодом прошлого года, и предпосылок для улучшения ситуации в ближайшие месяцы нет. С какими перспективами отечественный автопром входит в 2016 год, разбиралось Delo.UA
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В январе-сентябре 2015 года, согласно данным ассоциации "Укравтопром", силами всех автозаводов Украины было выпущено всего 4 634 единицы автомобильной техники. Это на 82,3% меньше, чем годом ранее. Из этого количества на легковушки пришлось 66,5%: 3 084 авто, что на 87,2% хуже результата годичной давности. Для сравнения: в 2013 году в стране было выпущено 50,5 тыс. легковых автомобилей, грузовиков и автобусов, в 2012-м — 76,3 тыс., а в 2011-м — 104,6 тыс. За пять лет производство автотранспорта сократилось больше чем в десять раз!

Причем два из четырех "легковых" отечественных автозаводов (завод "Богдан" в Черкассах и КрАСЗ в Кременчуге) в этом году не выпустили ни одной легковой машины, а другие два (ЗАЗ и "Еврокар") работают с перебоями, чередуя простои с возобновлением выпуска в небольших объемах.

У каждого своя беда

В связи со сложной экономической ситуацией в стране выпуск легковых автомобилей ЗАЗ в этом году то возобновлялся, то вновь приостанавливался. В частности, согласно данным Укравтопрома, в августе и сентябре завод не произвел ни одной легковой машины. А за девять месяцев в Запорожье произвели всего 1 765 машин — против 11 583 за тот же период прошлого года. Таким образом, спад производства составил 84,8%. В корпорации УкрАВТО, которой принадлежит ЗАЗ, заверяют, что конвейер возобновит работу уже во второй декаде октября: будет произведена партия автомобилей для поддержания нормоостатков в дилерской сети.

Корпорация "Богдан" полностью остановила выпуск легковых автомобилей (в портфеле были собственная марка "Богдан" и несколько моделей китайских брендов JAC, Great Wall, Lifan) в июне 2014 года из-за стагнации внутреннего авторынка, а оборудование по их выпуску — сварочные, окрасочные и сборочные линии — переведены в режим консервации. С тех пор численность сотрудников завода сократилась в пять раз, а со времени открытия завода в 2008 году — на порядок. Хуже всего, что не удалось продлить контракт с российским ВАЗом на поставку машинокомплектов для выпуска семейства "Богдан-2110" и "2111", причем в руководстве корпорации "Богдан" не отрицают, что главным камнем преткновения стало охлаждение отношений между Украиной и Россией.

С лета прошлого года простаивает и принадлежащий Группе компаний АИС автосборочный завод КраСЗ, где собирались китайские автомобили Geely, а еще раньше — и корейские SsangYong. Теперь машины импортируются напрямую из Китая и Южной Кореи, а оборудование на самом заводе законсервировано. Причем, по словам Директора по маркетингу группы компаний АИС Сергея Боровика, даже недавняя отмена спецпошлин на бензиновые иномарки с моторами 1-2,2 л, не повлияла на экономику производства и не стала предпосылкой к его возобновлению.

И только завод "Еврокар" в этом году работал относительно стабильно за исключением редких простоев: например, в августе завод не произвел ни одной машины. А всего за девять месяцев на "Еврокаре" выпущено 1 319 автомобилей Skoda, что на 57% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С начала 2015 года выпускался весь модельный ряд Skoda, кроме Citigo, который изначально не планировался для украинского рынка. В том числе запущены две модели нового поколения — Fabia и Superb.

Грузовики и автобусы: один за всех

В грузовом сегменте из всех отечественных предприятий только заводу КрАЗ удается стабильно наращивать производство в этом году. По данным ассоциации "Укравтопром", в январе-сентябре на КрАЗе было выпущено 984 машины — на 10,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года (894 единицы). Залог роста — увеличение заказов со стороны силовых ведомств. Это позволяет руководству с уверенностью смотреть в ближайшее будущее. "В 2015 году завод плодотворно работал и по итогам года сможет произвести до 1 450 машин. Значительная их часть в этом году направляется в ВСУ, МВД и пограничникам", — сообщил генеральный директор завода Роман Черняк.

Более того — один КрАЗ выпустил грузовой техники больше, чем все остальные украинские предприятия этого профиля вместе взятые. Так, по данным корпорации "Богдан", с начала года она произвела 64 автобуса и троллейбуса. Предприятие "Черкасский автобус" за девять месяцев, согласно данным "Укравтопрома", выпустило 159 автобусов против 256 за аналогичный период прошлого года (спад составил 37,9%) и 57 грузовиков против 13 (рост на 238%). Корпорация "Эталон" на двух производственных площадках в Борисполе и Чернигове в январе-сентябре выпустила 103 автобуса и 17 легких грузовиков (в 2014-м — 217 автобусов и ни одного грузовика). А завод "Часовоярские автобусы" (выпускает маршрутные такси под маркой "Рута") по итогам трех кварталов произвел 135 автобусов (131 в 2014 году).

Экспорт как исключение

В былые годы до 50% легковушек производства ЗАЗ и "Богдан" экспортировалось — в первую очередь, в Россию. Именно с прицелом на РФ на этих заводах в свое время совместно с китайскими компаниями запустили два проекта — выпуск семейства Forza на ЗАЗе создавался в 2011 году вместе с фирмой Chery, а "Богдан" двумя годами позже запустил сборку седанов JAC J5. После потери российского рынка производство ЗАЗ Forza значительно сократилось, а выпуск JAC J5 и вовсе пришлось свернуть.

Сейчас экспортный портфель есть только у ЗАЗа, хотя завод и не разглашает его долю в общем объеме производства. На экспорт поставляются модели ЗАЗ Chance (известный в Украине как Lanos/Sens) с моторами 1.3 и 1.5, ЗАЗ Vida (с моторами 1.4 и 1.5) и ЗАЗ Forza. Автомобили поставляются в Узбекистан, Азербайджан и некоторые страны Африки.
Среди предприятий, выпускающих грузовики и автобусы, свою продукцию экспортирует КрАЗ: такие поставки составили 29% выпущенных за девять месяцев машин, а основные рынки — страны Африки, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Куда меньше эспортные успехи у "Богдана", которому удалось заключить договор на поставку 15 троллейбусов в Польшу.

Гривня дешевеет, автомобили дорожают

Учитывая катастрофическую девальвацию гривни, в результате которой цены на иномарки скакнули до небес, можно было бы ожидать увеличения спроса на автомобили отечественного производства. Тем более что ценники вроде бы этому благоволят: скажем, ЗАЗ Sens в базовой комплектации нынче стоит 147 тыс. грн — против минимум 192 тыс. грн за одного из его ближайших конкурентов Daewoo Nexia.

Однако по факту наблюдается обратная картина. Так, по итогам девяти месяцев украинский рынок просел на 58,3% в сравнении с 2014 годом, а вот продажи ЗАЗ и Skoda за тот же период сократились на 68,9% и 66,6% соответственно. Если говорить о ЗАЗе, то его результат во многом объясним тем, что в кризис продажи больше всего проседают как раз в бюджетном сегменте.

День простоять да ночь продержаться

Обычно производственное планирование на год или даже вперед — нормальная практика для любого автозавода. Однако нынешняя экономическая ситуация не позволяет осуществить полноценное планирование на 2016 год. "В текущей нестабильной ситуации такого длинного планирования никто не делает", — отмечает Сергей Боровик. О возобновлении сборки автомобилей на заводе КраСЗ тоже речь пока не идет.

Для завода "Еврокар" в 2015 году задача №1 — сохранение текущей доли рынка (4,5% по итогам девяти месяцев) и запуск новых моделей в соответствии с производственным планом. Среди заявленных на следующий год новинок — полноприводная версия Skoda Superb нового поколения и спецверсия Skoda Spaceback Monte Carlo.

Корпорация "Богдан" в настоящий момент ведет переговоры о возобновлении производства с корейскими и китайскими компаниями, причем в руководстве корпорации не отрицают, что один из вероятных партнеров — компания JAC, с которой "Богдан" сотрудничал в 2013 году. Однако конкретных договоренностей ни с JAC, ни с другими компаниями у "Богдана" на данный момент нет. Поэтому в "Богдане" однозначны в оценке перспектив: в первом полугодии 2016 года возобновления производства не стоит ждать. Однако к концу года, при условии положительной тенденции на украинском авторынке, в компании готовы перезапустить конвейер. При этом на расконсервацию производственных линий потребуется месяц-полтора.

ЗАЗ тоже ведет переговоры с различными партнерами, но их результат будет зависеть от условий, которые сможет предложить Украина потенциальным партнерам-производителям.

Однако как раз в этом главная загвоздка. Сейчас Украина абсолютно неинтересна крупным автомобильным компаниям: запуск в производство новой модели возможен только при положительной динамике продаж на внутреннем рынке.

При этом ассоциация "Укравтором", как главный и, по сути, единственный лоббист интересов отечественных автозаводов, сейчас практически бессильна. Ранее разработанная Программа развития автопрома до 2020 года фактически так и не заработала, а все предпринимавшиеся меры по защите отечественного производителя носили, по сути, заградительный характер. За время действия утилизационного сбора и спецпошлины на бензиновые иномарки бюджет пополнился, согласно данным "Укравтопрома", на 482 млн гривень и 75 млн долларов соответственно. В результате доля отечественных автомобилей на внутреннем рынке выросла с 11 до 39%.

Сейчас отечественные автопроизводители пользуются единственной преференцией — льготный ввоз комплектующих для промышленного производства. "Эта преференция способствует увеличению доли локализации производства, но не является антикризисным средством для отрасли", — отмечает президент ассоциации "Укравтопром" Михаил Резник. Этого, как считают в "Укравтопроме", недостаточно для возрождения автопрома, но в нынешних условиях не рассчитывают на комплексную помощь со стороны государства в виде программ привлечения инвесторов или дополнительных импортных пошлин. "Правительство дало четкий сигнал, что программы поддержки автопроизводителей на повестке дня не стоят", — отмечает Резник.

Словом, следующий год, как и нынешний 2015-й, украинские автозаводы начнут в условиях экономической неопределенности.

"Сегодня, когда спрос на внутреннем рынке беспрецедентно низок, а на традиционных внешних рынках создаются дополнительные барьеры для украинской продукции, отечественные производители вынуждены переходить на ситуационный характер организации производства, — отмечает Резник. — Эта тенденция, скорее всего, сохранится и в следующем году: предприятия и инвесторы не имеют ориентиров ни по промышленной политике, ни по стратегии развития рынка."

Таким образом, украинский автопром и в следующем году окажется предоставлен сам себе, а главной задачей для оставшихся в строю автозаводов будет сохранение самого факта производства.