"АвтоВАЗ" теряет позиции на собственном рынке

Продажи новых автомобилей в ноябре показали лучший результат с весны 2014 года, вместе с тем лидер продаж Lada Granta уступила на авторынке РФ первое место корейской Kia Rio

Россияне тратят рубли в ожидании еще большего обвала национальной валюты и повышения цен на импортную продукцию с нового года. Эти же факторы привели к тому, что "вечный" лидер продаж Lada Granta уступила первое место корейской Kia Rio.

В ноябре в России было продано 229,4 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей — снижение год к году составило всего 1,1%, говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это лучший результат за последние семь месяцев: например, в октябре продажи просели на 9,9%, в сентябре — на 20,1%, в августе — на 25,8%. По итогам 11 месяцев реализация снизилась на 11,6%, до 2,2 млн машин.

Спрос на автомобили подстегнуло ослабление рубля, подчеркивает аналитик "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов. Как рассказывала директор Центра анализа доходов и уровня жизни населения ВШЭ Лилия Овчарова, "всякий раз, когда рубль обесценивается, население предпочитает мобилизовать ресурсы на покупку дорогих и крупных товаров, понимая, что завтра может быть еще хуже". Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов отмечал, что похожим образом россияне реализовывали отложенный спрос и осенью 2008 года.

Совокупность факторов, стимулирующих спрос на автомобили, позволила некоторым производителям и вовсе выйти в плюс. Например, корейская Kia в ноябре продала 20,8 тыс. машин, или на 19% больше, чем в ноябре 2013‑го, хотя в октябре ее продажи год к году, наоборот, сократились — 1%. У французской Renault (19,2 тыс.) ноябрьский рост составил 8% после октябрьского падения на 9%, у японской Toyota (16 тыс.) — это 32 и 0% соответственно, у китайской Chery (1,4 тыс.) — 12% против –27%.

Крупнейший российский автопроизводитель "АвтоВАЗ" (30,4 тыс.) по итогам ноября стал одним из немногих, чьи продажи, наоборот, упали. Если в октябре тольяттинский завод оказался в небольшом плюсе, то в ноябре его продажи сократились на 17%. Это произошло из‑за проблем с поставками комплектующих, пояснил представитель завода, в конце октября почти неделю простаивали ветки конвейера, на котором собираются Kalina и Granta.

Проблемы "АвтоВАЗа" оказались на руку Kia: бессменный лидер продаж с сентября 2012 года Lada Granta уступила первое место Kia Rio, хотя отрыв составил всего 314 машин. Продажи Granta в ноябре упали на 14%, до 10,5 тыс.