Как предотвратить катастрофу мирового автопрома

Конец 2008-го и начало 2009-го годов наглядно показали, что для спасения мировой автоиндустрии требуются чрезвычайные меры.

2008-го и начало 2009-го годов наглядно показали, что для спасения мировой автоиндустрии требуются чрезвычайные меры. За последние пару месяцев мировой автопром сократил 0,5 млн. рабочих мест, снизил продажи на 4 млн. машин и понес убытки в $50 млрд.

Причем в развитых странах к этому провалу шли в течение всего 2008 года. И в США, и в Европе, и в Японии коэффициенты загрузки автопроизводственных мощностей падали в течение целого года. Начало же 2009-го стало просто катастрофическим.

В прошлом году продажи авто в США упали на 18% до 16-летнего минимума. Лидер американского автопрома – General Motors(GM) – продал в 2008 году на своем внутреннем рынке минимальное количество автомобилей с 1959 года. 

Продажи новых автомобилей в Японии в феврале упали до самого низкого уровня с 1974 года. В Западной Европе в январе продажи машин упали до 20-летнего минимума.

В России производство легковых автомобилей в январе 2009 года разом рухнуло на 80%. Импорт новых автомобилей в Россию в январе 2008 года упал почти в 4 раза, т.е. на 75%. По сравнению с февралем автопродажи в России снизились на 38%. В связи с этим, в 2009 году российский автопром будет вынужден сократить 50 000 сотрудников и урезать зарплаты на 30-40%.

Проблема в глобальном масштабе усугубляется тем, что многомиллиардные денежные госвливания, полученные автогигантами, всего лишь откладывают либо их банкротство, либо кардинальную реструктуризацию посредством создания новых автомобильных альянсов. Последнее, по мнению многих автомобильных аналитиков, представляется единственным долгосрочным решением проблемы.

Но продолжающаяся во всем мире господдержка автопроизводителей откладывает решение проблемы. Так, правительство США в декабре пообещало GM и Chrysler помощь в размере $17,4 млрд, однако в январе получило от двух своих автогигантов запрос о дополнительной помощи в $21,6 млрд.

Идея же радикальной реструктуризации мирового автопрома путем создания крупных альянсов продвигается с большим трудом. Мировые автокомпании, зачастую десятилетиями управляемые одними и теми семействами акционеров, имеют массу культурных отличий, рассматривают себя как отдельные государства, а к конкурентам испытывают чувство, близкое к ксенофобии.

Гендиректор итальянского Fiat Серджо Маркионне – один из немногих сторонников создания новых автоальянсов. За четыре года он ликвидировал убытки Fiat в 8 млрд. евро и превратил его из аутсайдера европейской автомобильной промышленности в один из самых модных брендов.

В результате – из-за того, что стал успешным предприятием – поддержки у итальянского правительства Fiat не получил, а Маркионне в сложившейся ситуации активно предлагает кооперацию, в том числе американскому Chrysler и даже прямому европейскому конкуренту Peugeot. Однако от французов он получил жесткий отказ.

Напомним, что сотрудничество с американским производителем Fiat предложил 20 января 2009 года. В обмен на акции Chrysler получил покрытие расходов на переоборудование завода для производства одной или нескольких моделей Fiat, которые будут продаваться в США.

Кроме того, итальянская компания предоставит необходимые технологии, чтобы помочь Chrysler выпускать новые топливосберегающие малолитражки. В будущем Fiat имеет право увеличить свою долю в Chrysler до 55%.

FIAT - Fabrica Italiana Automobili Torino – самая крупная итальянская автомобильная корпорация со штаб-квартирой в Турине. Корпорация выпускает легковые, спортивные и гоночные автомобили, грузовики, а также различную промышленную и сельскохозяйственную технику. FIAT владеет несколькими предприятиями по выпуску аэрокосмической техники. Компания была основана в 1899г. Дж.Аньелли.