Когда водитель имеет право не платить за парковку

Юрист-международник, советник юридической фирмы "єПраво" Виталий Власюк рассказал, на что должен обращать внимание водитель, который паркует свое транспортное средство, а также в каких случаях можно не платить за парковку

Проблема с парковками существуют по сей день, и хотя сдвиги в позитивную сторону в виде принятого закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно парковки транспортных средств" есть, водители часто забывают о правила, лишь бы запарковать свой автомобиль. Об этом заявил юрист-международник, советник юридической фирмы "єПраво" Виталий Власюк.

"Водитель должен помнить, что если парковка не соответствует законодательным нормам, он может запарковать свой автомобиль бесплатно. Вместе с тем нужно помнить, что пренебрегая паркоматами и оплачивая услугу парковщику, деньги не всегда могут дойти до бюджета города", — говорит Власюк.

По его словам, к основным проблемам парковки относятся незаконное препятствие парковке автомобилей, непрозрачность процедуры оплаты парковки и неопределенность роли парковщиков, нарушение водителями правил парковки, нанесение ущерба покрытию и зеленым насаждениям, затруднение движения пешеходов и других ТС, воспрепятствование доступа к подземным коммуникациям, а также в целом отсутствие качественного законодательства в этой связи и предусмотренных им средств эффективного предупреждения неправильном парковке.

В целом юрист отмечает, что не имея доступа к соответствующим документам, трудно сказать, сколько бюджет недополучает из-за неправильного функционирования парковок. Но достаточно провести час на "живой" парковке в центре, наблюдая, как платят водители. Так вот: в 80% случаев это будет кэш в руку парковщику. "Какая часть этих денег попадет в бюджет города — на усмотрение парковщика. Кроме этого, парковщик обычно пренебрегают не только табличками о способе парковки (табличка к знаку), но и "паркуют" автомобиля вне площадок. Но водители редко протестуют: поставить автомобиль на парковку хотят все", — говорит эксперт, добавляя, что "масла в огонь" подливает КП "Киевтранспарксервис", который отказывается раскрывать данные о своих поступлениях, мотивируя это коммерческой тайной. "Они забывают, что коммунальное предприятие функционирует на деньги общины", — говорит Власюк.

На что обращать внимание

Юрист, рассматривая проблему парковок, т.е. площадок для парковки автомобилей, утверждает, что если это личный двор, водитель паркуется, как пожелает (бесплатно). Если парковка с держателем — водитель паркуется по правилам и платит. Что касается парковки, то разделом 3 правил парковки "Оборудование площадок для парковки" предусмотрена система требований к ним: обозначение площадок дорожными знаками и сплошной синей (голубой) полосой; оборудования парковочными автоматами из расчета не менее 1 автомат на 20 парковочных мест с обеих сторон вдоль проезжей части; выделение мест для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов и размещения на видном месте информации о парковочном операторе и информации о стоимости/способе оплаты парковки.

"В целом парковочным может считаться лишь та площадка, что соответствует всем из перечисленных требований. Отсутствие хотя бы одного из них превращает парковочную площадку на "просто площадку". Следовательно, в таком случае требования парковщиков об уплате становятся неправомерными ipso facto. Можно попытаться объяснить парковщику, почему — но, по собственному опыту, это ни к чему не приводит", — сообщает Власюк.

Юрист акцентирует внимание на том, что парковку общего пользования создаются в предусмотренном законом порядке: принимается решение об их выделении и передаче на баланс так называемого парковочного оператора, которым может быть только коммунальное предприятие. В Киеве единственным парковочным оператором является КП "Киевтранспарксервис", существует перечень действующих парковку, а каждый из них имеет соответствующий паспорт.

Так, юрист делает вывод, что во-первых, парковки должны быть официальными, включенными в перечень, иметь паспорт и соответствовать упомянутым требованиям.

"Во-вторых, они в общем пользовании, и никто не вправе делать площадка "своим" или осуществлять дискретные полномочия, позволяя или запрещая парковки тем или иным транспортным средствам (в том числе, размещая препятствия)"

В-третьих, парковка вне официальных парковок, или в их пределах, но при несоблюдении одного или нескольких требований к ним, не может быть платная.

Как заявил юрист, закрепление парковок как составляющих улиц и дорог существенно влияет на планирование города: если раньше парковку создавались с того, что есть, то теперь они должны закладываться в генеральные планы градостроительства. Более того, в рамках общего курса на децентрализацию очень верно решение отнесения вопросы организации парковку в местные советы. В любом случае, им виднее, сколько и где нужно паркомест, это позволит планировать необходимые расходы (в том числе, на содержание). Наконец, осуществление контроля за функционуваннмя площадок является первым логическим шагом, как хочется верить, к внедрению института парковых контроллеров.