Эксклюзив

Россия не прокатит: по ком ударит введение спецпошлин на автомобили российского производства

04 декабря 2015, 15:19
Увеличить размер шрифта Увеличить размер шрифта

Украина с 3 января 2016 года вводит на автомобили производства России спецпошлины с дифференцированной ставкой от 10,41 до 17,66% в зависимости от завода-производителя. В Delo.UA разобрались, к какому эффекту могут привести спецпошлины, и кто сильнее всего пострадает от их введения

Россия не прокатит: по ком ударит введение спецпошлин на автомобили российского производства | Автоновости | Дело Увеличить картинку

Вчера Межведомственная комиссия по международной торговле сообщила о введении с 3 января 2016 года компенсационных пошлин на произведенные в России легковые автомобили в размере 10,41-17,66%. Спецпошлины будут действовать в течение пяти лет.

Ставка пошлины диффенцирована в зависимости от завода производителя. Так, для машин производства ООО "Соллерс-Дальний Восток" она составит 17,66% от таможенной стоимости товара, для автомобилей ОАО "АвтоВАЗ" — 14,57%, для автомобилей других производителей в России — 10,41%. К импортируемым из России автомобилям без сертификата происхождения будет применяться спецпошлина по максимальной ставке 17.66%.

Формальная причина введения спецпошлин — субсидирование Россией своих производителей с помощью различных госпрограмм в 2011–2014 годах, при том что у украинских производителей таких преференций не было.

Как отмечается в сообщении Комиссии по международной торговле, в результате этого выпуск и продажи украинских автомобилей резко сократились как на внутреннем, так и на российском рынках. Так, в Украине за указанный период продажи упали на 47%, прибыль сократилась на 91%, а занятость — на 29%. В то же время автомобили из России имели более низкую себестоимость, и как следствие, доля таких машин на рынке выросла.

Под одну гребенку

Спецпошлины вводятся для всех без исключения легковушек производства России и этот пункт решения, принятого Межведомственной комиссией по международной торговле, выглядит крайне неоднозначно.

Как известно, из России к нам поставляются не только "легковушки" исконно российских марок "Лада" и УАЗ, но также несколько выпускаемых на ее территории моделей международных автомобильных концернов. Это, в частности, седаны Volkswagen Polo и Nissan Sentra.

"Формально решение Межведомственной комиссии направлено не только против российских автозаводов, но и против мировых автопроизводителей. Выходит, Украина начинает торговую войну с концерном Volkswagen и альянсом Renault-Nissan", — отмечает Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.

Того же мнения придерживается Сергей Боровик, директор по маркетингу "Группы компаний "АИС": "ВАЗом владеет альянс Renault-Nissan. То есть от этих пошлин если и будут страдать, то французские и японские владельцы завода, но никак не "абстрактные" русские. Также большинство комплектующих для этих автомобилей поставляется из западных стран".

А "персональная" ставка спецпошлины для завода ООО "Соллерс-Дальний Восток" (она, напомним, определена на уровне 17,66%) и вовсе вызывает недоумение. Собираемые на этом предприятии автомобили марок УАЗ и SsanYong к нам не поставляются: "уазики" приходят в Украину с головного предприятия в Ульяновске, а машины SsangYong импортируются из Кореи.

Против чего воюем?

По итогам девяти месяцев 2015 года в Украине было продано, по данным агентства AUTO-Consulting, 30 529 новых легковых автомобилей, из которых на долю машин производства России пришлось всего 2,9%.

Легковушек исконно российских марок за этот период было продано 611 единиц: это 601 автомобиль "Лада" и всего лишь 10 внедорожников УАЗ. Сюда же можно отнести внедорожник Chevrolet Niva, разработанный на ВАЗе и выпускаемый на СП "GM-АвтоВАЗ": таких машин за девять месяцев 2015 года было продано 141 единицу.

Что до выпускаемых в России моделей международных концернов, то седан Volkswagen Polo за тот же период разошелся в Украине тиражом 135 единиц.

В эту статистику не попал седан Nissan Sentra, который начал продаваться у нас лишь с 1 ноября. Однако итоги первого месяца продаж (23 единиц) показывают, что и эта модель лишь ненамного увеличит "российскую долю" на украинском авторынке.

До недавних пор в этом списке были соплатформенники Kia Rio и Hyundai Accent, поставлявшиеся к нам с завода в Санкт-Петербурге, а также кроссовер Renault Duster производства московского завода "Автофрамос". Однако сейчас логистика поставок этих моделей изменена.

"Произведенные на заводе в Санкт-Петербурге автомобили Kia Rio уже год как не поставляются в Украину. А в марте 2015 года на нашем рынке была представлена полная гамма Rio корейского производства", — отмечает Нина Васадзе, генеральный директор ООО "Фалькон-Авто", официального дистрибьютора автомобилей Kia в Украине.

В компании "Хюндай Мотор Украина", которая является официальным дистрибьютором автомобилей Hyundai в Украине, нам сообщили, что с сентября 2015 года на украинский рынок поставляется Hyundai Accent исключительно корейской сборки.

А официальный импортер Renault прекратил продажи "российских" Duster в Украине еще в конце 2014 года, переориентировавшись на поставки с завода в Румынии.

Заплатят опять украинцы

Как видно, введение Украиной спецпошлин против автомобилей производства России затронет очень узкий сегмент отечественного рынка. И уже поэтому санкции практически не скажутся на деятельности российских автозаводов.

"В объеме производства российских заводов поставки в Украину имеют мизерную долю. То есть заводы не ощутят на себе действия данных спецпошлин",– отмечает Сергей Боровик.

В итоге спецпошлины не станут рычагом давления на Россию, а в геополитиеском плане могут принести Украине только неприятности, учитывая, что под удар попадают концерны Volkswagen и Renault-Nissan, которые оказываются невольными жертвами украинско-российского конфликта.

Не приходится говорить и об экономических дивидендах. Спецпошлины неминуемо приведут к подорожанию "легковушек" из России, однако это не означает, что вместо них украинцы ринуться покупать машины отечественного производства.

"По уровню надежности, безопасности, технологиям и комплектации ВАЗ давно обогнал и китайский, и украинский автопром, — отмечает Сергей Боровик. — А после того, как рубль девальвировал более чем в два раза, цены на ВАЗ (и другие российские авто) стали сенсационно низкими в долларовом эквиваленте."

Delo.UA опросило импортеров и дистрибьюторов, которые поставляют на наш рынок автомобили из России. Практически все единогласны в том, что в конечном итоге от введения спецпошлин больше всего пострадают отечественные потребители, которые будут вынуждены покупать российские автомобили по выросшим ценам.

"В январе 2016 года "Группа компаний "АИС" будет вынуждена поднять цены на российские автомобили на размер дополнительной пошлины. Поэтому у кого есть в планах покупка автомобиля — лучше сделать это в декабре", — отмечает Сергей Боровик.

В АО "УКРАВТОВАЗ", который является официальным импортером "Лада" на наш рынок, пока не готовы сказать, когда и насколько поднимутся цены.

"В настоящее время идут консультации с заводом-производителем по вопросу ценообразования на 2016 год", — отмечает Игорь Вознюк, генеральный директор АО "УКРАВТОВАЗ".

Однако об уходе марки с рынка речи не идет.

"Несмотря на спецпошлины, УКРАВТОВАЗ, как официальный импортер LADA, сохранит свое присутствие на рынке Украины", — добавляет Вознюк.

В компании "Ниссан Украина" воздержались от комментариев, однако сообщили, что в данный момент прорабатываются два варианта, которые позволят если не сохранить текущие цены, то хотя бы минимизировать их увеличение.

И только в компании "Порше Украина", которая является официальным импортером автомобилей Volkswagen, утверждают, что введение спецпошлин никак не скажется на цене седана Volkswagen Polo.

"Дополнительная пошлина будет покрываться силами импортера", — заверили Delo.UA в компании.

Автор: Вадим Добровольский

По материалам: "Дело"
Раздел: >
Теги: автомобили, автопродажи, пошлины

По теме:
Главные новости от delo.ua
Поздравляем! Вы подписались на рассылку от delo.ua
Россия не прокатит: по ком ударит введение спецпошлин на автомобили российского производства | Автоновости | Дело
Комментарии Facebook
Комментарии
web-T::CMS. Проверенные решения Хостинг-партнер
Хостинг сайтов - MiroHost
© 2005-2016 Ekonomika Communication Hub.
Все права защищены
Тел.: 044 585 58 91/92
Узнай, как перепечатывать новости, и смело используй материалы из новостной ленты портала Delo.ua

— Материалы, которые отмечены этим знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.