В какие страны переносят производство мировые автоконцерны

Планируя открытие новых заводов, автопроизводители все чаще смотрят на крупные развивающиеся рынки

Согласно исследованиям международной консалтинговой компании Colliers International, за последние два десятилетия приоритеты автопроизводителей при открытии новых сборочных площадок значительно изменились. Так, начиная с 2010 года, 80% новых автозаводов открываются за пределами Европы — в Китае, Азии, России, Северной и Южной Америке.

Именно в этих регионах в последние два десятилетия заметно рос спрос на автомобили — в отличие от той же Европы, где ежегодный прирос парка новых легковых автомобилей в 3-5% считается очень хорошим показателем. Причем дополнительным стимулом для открытия заводов становятся преференции со стороны местных правительств.

В этом плане показателен пример Китая, который в настоящее время является самым большим авторынком в мире: в 2014 году там было продано 19,9 млн легковых и легких коммерческих машин, что на 9,9% больше, чем годом ранее. По данным Colliers International, на начало 2015 года на Китай приходилось 30% глобального сбыта автомобилей.

На сегодняшний день заводами в Китае располагают почти все крупнейшие автоконцерны — Daimler-Benz, Renault-Nissan, PCA (Peugeot-Citroen) и многие другие. А наиболее выгодные условия (налоговые преференции на ввоз оборудования и комплектующих, более "длинные" сроки увеличения локализации) предоставляются тем компаниям, которые создают СП с местными китайскими производителями.

Похожая ситуация и в России, где на законодательном уровне прописан режим промышленной сборки машин иностранными производителями, а количество построенных автозаводов исчисляется несколькими десятками. Однако сейчас выпуск автомобилей на некоторых предприятиях приостанавливается, что связано как с усыханием российского рынка (за восемь месяцев 2015 года в стране продано менее миллиона автомобилей, что на 33,5% меньше аналогичного результата 2014 года), так и с принятыми мировым сообществом санкциями против России.

В частности, в августе компания Toyota отказалась от сборки внедорожников Land Cruiser Prado на заводе компании "Соллерс" во Владивостоке. Впредь эти автомобили будут импортироваться в Россию из Японии.

В пику этому в ЕС автомобильное производство сокращается — причем сильнее всего это заметно в Западной Европе. По данным Colliers International, с 2003 о 2013 годы доля производимых в Европе автомобилей снизилась с 43 до 21%. В последние два года тенденция к сокращению выпуска сохранялась: так, например, в декабре 2014 года концерн Ford из-за сокращения европейского рынка и растущих в связи с этим убытков закрыл завод в бельгийском Генке, где выпускали модели Mondeo, Galaxy и S-MAX. В дальнейшем не исключено дальнейшее закрытие заводов — в первую очередь под угрозой окажутся предприятия с минимальной загрузкой мощностей.

В последние годы новые автозаводы в ЕС строились только в странах Центральной и Восточной Европы — в Словакии (Kia), Чехии (Hyundai), Румынии (Renault).

По данным Colliers, открытие нового автосборочного завода создает потребность у непосредственных поставщиков в производственных помещениях площадью от 400 до 500 кв. м на каждую 1000 произведенных автомобилей.

Напомним, что в Украине на сегодняшний момент есть четыре автозавода по выпуску легковушек, причем только два из них обладают производством полного цикла со сваркой и окраской кузовов: это ЗАЗ и Черкасский завод корпорации "Богдан". На заводе "Еврокар" сварочная и окрасочная линии были смонтированы, но так и не запустились — здесь по-прежнему ориентированы на крупноузловую сборку. Равно как и в Кременчуге, где расположен автосборочный завод компании АИС. При этом по состоянию на сентябрь 2015 года из четырех "легковых" предприятий выпуск машин продолжают лишь ЗАЗ и Еврокар, а всего за восемь месяцев у нас выпущено, по данным корпорации Укравтопром, менее трех тысяч легковых автомобилей — против 23 тысяч за аналогичный период 2013-го.