В Украине вступил в действие "европротокол"

С 19 сентября заработала система "европротокола" и водители смогут не вызывать ГАИ в случае мелких ДТП. Однако это может не реализоваться, так как в страховых компаниях нет бланков "европротокола", а Госфинуслуг не утвердила максимальную суммы выплаты

С 19 сентября заработал закон №3045-VI, позволяющий владельцам транспортных средств самостоятельно оформлять материалы ДТП для получения возмещения по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности. Для этого водители при заключении страхового договора будут получать от страховщиков новые бланки полисов "автогражданки" и бланки сообщения о ДТП ("европротокол"), необходимые для его фиксации. Об этом пишет "Коммерсант". 

С помощью "европротокола" можно оформлять ДТП без сотрудников ГАИ, но эта услуга будет доступна лишь тем водителям, которые заключат страховой договор после 19 сентября либо перезаключат действующий на новых условиях. Выданные ранее полисы ОСАГО будут действовать на протяжении положенного срока — до года, но Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБУ) обратилось к страховщикам с просьбой обеспечить бесплатный обмен полисов. Впрочем, рассчитывать на выплату, которая, по словам президента МТСБУ Владимира Романишина, составит до 10 тыс. грн. (покрывает 77% страховых случаев), можно будет только в том случае, если все участники ДТП имеют новые полисы и бланки "европротокола".

Страховщики после получения заполненного "европротокола" будут собирать все необходимые документы для оформления выплаты, тогда как до сих пор этим занимались клиенты. Кроме того, СК не смогут затягивать выплату возмещения на срок до 6 месяцев, поскольку закон обязывает рассмотреть заявление клиента за 90 дней, а выплатить деньги в течение 15 дней после принятия решения.

Отменят договоры ОСАГО II и III типов

Среди ключевых финансовых изменений — отмена договоров II и III типов, когда полис выписывался либо на конкретного водителя, либо на группу лиц, управляющих автомобилем. Сохранится только договор ОСАГО I типа (один автомобиль — любой водитель). "Даже если коэффициенты останутся на текущем уровне, цена немного возрастет. С III и II перейдут на I тип, где в основном повышающие коэффициенты",— отмечает первый зампред правления СК "АХА Страхование" Андрей Перетяжко. По его словам, объем собираемых премий в связи с этим увеличится примерно на 10-12%.

Страховщики советуют пока вызывать ГАИ

Проблемой является и то, что до сих пор не утверждена предельная сумма выплаты по "европротоколу". Госфинуслуг четыре раза отказывала в согласовании такого предложения МТСБУ. Первый заместитель главы комиссии Андрей Литвин сообщил, что в пятницу Госфинуслуг получила новое предложение по установлению максимальной выплаты при оформлении "европротокола" на уровне 10 тыс. грн. С последующим увеличением до 25 тыс. грн. с 2013 года.

"Со стороны МТСБУ это шаг навстречу пожеланиям комиссии. Диапазон уверенности должен быть на уровне 90%, чему соответствует цифра 25 тыс. грн. Раньше о 25 тыс. грн. речь вообще не шла", — отметил чиновник. Присутствие ГАИ на месте аварии будет необходимо, если клиент намерен получить возмещение ущерба в размере от 10 до 50 тыс. грн или в ДТП есть потерпевшие граждане (15% всех происшествий).

Член президиума бюро Елена Машаро объяснила, что компании могут столкнуться с проблемами при выплате по "европротоколу" без утвержденного уровня компенсации. Некоторые клиенты будут расценивать отсутствие ограничений как возможность получения до 50 тыс. грн, а страховщики — как возможность не выплачивать, что чревато судебными исками. "Сервис есть, но воспользоваться им нельзя. Поэтому страховая будет рекомендовать клиенту вызывать ГАИ",— добавила Машаро, отметив, что решение Госфинуслуг еще должно будет пройти регистрацию в Минюсте, которая длится до 30 дней.

По словам другого страховщика, им рекомендовали не выдавать клиентам бланки "европротоколов" до принятия решения Госфинуслуг о сумме возмещения.

"Европротокол" применяется в таких ситуациях:

- в итоге ДТП нет травмированных, погибших людей;

- у всех участников отсутствуют признаки алкогольного, наркотического опьянения или пребывания под влиянием медицинских препаратов;

- все участники ДТП присутствуют на месте события;

- все участники ДТП застрахованы;

- все участники ДТП согласны с причиной ДТП, то есть отсутствуют спорные моменты.

Согласно закону, в случае соблюдения всех вышеупомянутых условий участники ДТП не привлекаются к ответственности по статье 124 Кодекса об административных правонарушениях за осуществление дорожно-транспортного происшествия.