”За отреставрированный ЗИМ 1954 года в России дают почти 120 тысяч долларов”

Вице-президент запорожского клуба ретроавтомобилей «Фаэтон» Василий Божков

– Сколько машин в вашем автомотоклубе и кому они принадлежат?

– У нас более 45 машин. Из них около двадцати — это военные машины. Почти все наше собрание — собственность восемнадцати членов клуба. Например, у владельца строительной компании «Фьючи ЛТД» Дмитрия Позняка — десять военных ретроавтомобилей. У меня — пять машин: «Победа» 1956 года, «Москвич-401» 1956-го, ЗИМ 1954-го, Opel Olympia 1939-го и Chevrolet Biscayne 1960 года.

– И во сколько вы оцениваете коллекцию клуба?

– Больше полумиллиона долларов. Значительно больше…

– Какие из автомобилей считаете самыми ценными?

– Большую историческую ценность представляет ЗИС-6 «Катюша», принадлежащая Дмитрию Позняку. Таких на территории бывшего СССР осталось всего две штуки. Одна стоит в московском музее политехнического института. Дру-гая — у нас.

– А где нашли «Катюшу»? Дорого стоит такая реликвия?

– Нашли в сарае одного из сел Херсонской области. А купили за десять колес от грузовика «камаз». Сейчас «Катюша» на ходу и принимает участие в реконструкциях боевых сражений.

– За какую машину заплатили дороже всех?

– За легковушку Chevrolet 1960 года выпуска. За нее пришлось выложить 12 тысяч долларов.

– Во сколько раз поднимается цена на автомобиль после его реставрации?

– Ну, например, за отреставрированный ЗИМ 1954 года в России дают почти 120 тысяч долларов. А у нас его можно продать не дешевле 50 тысяч долларов. Когда перегоняли из Норвегии военный Dodge

WC-52, купленный там за 2,5 тысячи долларов, то в Польше за него давали 19 тысяч долларов. Местный коллекционер случайно увидел авто и загорелся его купить. Говорил, у него уже есть самоходка и даже танк. Но продавать не стали — не для этого покупали. Кстати, несмотря на возраст, «додж» без проблем проехал до Украины 2,6 тысячи километров.

– А в Украине какие суммы предлагают?

– После очередной выставки или показательного пробега к нам подходят с такими предложениями. Кто-то не прочь выехать на охоту на советском ГАЗ-67, который в народе называют «Бобиком», или на военной американской машине. Другие хотят просто похвастаться транспортом в стиле ретро. Причем интересуются почему-то исключительно легковушками. Но мы машинами не торгуем. Знаю, днепропетровские коллеги из клуба «Марк» продали на киевской выставке два
ЗИМа: за 50 и 20 тысяч долларов. Тогда же за «Победу» им предлагали 10 тысяч долларов. Но они не согласились: на одну только рес-таврацию было потрачено больше.

– А во сколько обходится восстановление раритетов?

– Доработка требует не меньше 10 тысяч долларов. А можно потратить и гораздо больше. Например, на реставрацию ЗИМа мне понадобилось 25 тысяч долларов. Это с аудиоаппаратурой, кожаным салоном, покраской. У нас каждый владелец доводит «до ума» свой транспорт за собственный счет.

– Кто вам реставрировал машину?

– Реставрировал сам. Найти автомобильных мастеров — это проблема. Станции техобслуживания за старые машины не берутся. Во-первых, отсутствуют запчасти. Во-вторых, нет расценок на такой вид работ. И потом, не многие механики разбираются в технике прошлого века.

– Где храните автомобили и военную технику?

– Военную технику — в помещении, которое предоставил Дмитрий Позняк, член нашего клуба. Кстати, месяц назад там открыли действующую выставку ретро-техники милитари. Остальные машины каждый собственник держит в своих гаражах.