- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Импортный бензин намерены обложить пошлинами
желании правительства ввести пошлину на импорт нефтепродуктов заявил директор департамента газовой, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Константин Бородин. По замыслу министерства, с вводом пошлин отечественные НПЗ смогут увеличить производство нефтепродуктов практически в два раза, до уровня 20 млн. тонн в год, как это было в 2003-2004 годах, когда такие же пошлины действовали. Сейчас же объем украинского рынка составляет всего около 10 млн. тонн бензина и дизельного топлива, из которых только 6-7 млн. тонн отечественного производства. Остальное — это импортированное топливо, которое, по подсчетам экспертов, составляет 30-40% всего рынка.
«В случае оптимально комфортного для участников рынка ввода пошлин на импортные топлива украинские трейдеры переориентируются на отечественного производителя, который к тому времени будет готов выпускать качественные топлива стандарта Евро-4, Евро-5. Сегодня о такой возможности заявили Лисичанский, Одесский и Кременчугский НПЗ», — считает эксперт аналитической компании UPECO Александр Сиренко.
Импортеры проиграют
В министерстве пока ставку пошлины не сообщают, ссылаясь на ведущийся переговорный процесс с участниками рынка. Но сама перспектива введения пошлин уже вызвала волну недовольства у импортеров. «Это приведет к закрытию украинского рынка для литовских бензинов и дизтоплива, и ничего хорошего из этого не будет», — заявил «ДЕЛУ» Игорь Майстренко, представитель литовского НПЗ Orlen Lietuva в Украине. По его словам, при введении пошлин на импорт условия на украинском рынке будут далеки от рыночных. Также ухудшится положение на рынке операторов, не имеющих своих производственных мощностей. Так, сейчас основными импортерами нефтепродуктов являются группа WOG и «Галнафтогаз». С введением пошлин стоимость топлива на их заправках может вырасти, что негативно скажется на конкурентоспособности этих компаний на рынке. В то же время такие компании, как «ТНК-ВР», «Лукойл-Украина» и подконтрольная группе «Приват» «Укртатнафта», владеющие тремя крупнейшими НПЗ страны — Лисичанским, Одесским и Кременчугским соответственно, получат преимущество. «Повторится ситуация, которая была раньше, украинские НПЗ прекратят свою модернизацию и просто поднимут цены до уровня импортного продукта, обложенного пошлинами», — считает представитель литовского импортера.
Народный депутат от фракции БЮТ, член комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Сергей Пашинский считает, что модернизацию украинских нефтеперерабатывающих заводов собственники могут провести и без льгот со стороны правительства. «Собственниками заводов в Украине являются мировые лидеры отрасли — «ТНК-ВР» и «Лукойл», я не верю, что у них нет денег на модернизацию», — добавил он.
Не те льготы
Украинские же производители пока не спешат оценивать преимущества введения пошлин. Для них актуальнее вопрос модернизации своих мощностей. «Для нас сейчас более актуально было бы установить законодательные льготные условия для импорта, необходимого в модернизации оборудования», — заявляет Валерий Рясик, начальник центра общественных связей «Лукойл-Украина».
Дело в том, что сейчас пока что по качеству украинская продукция уступает импортной. Из-за того что раньше украинский рынок был практически закрыт, украинские НПЗ не развивались, со снятием же барьеров в 2005 году украинская продукция сразу же стала проигрывать конкуренцию ввозимой с заводов соседних стран, вовремя модернизировавших свое производство. К тому же, учитывая действующую программу стандартизации украинского топлива по стандарту Евро-4, все топливо, производимое в Украине с 2011 года, должно соответствовать этому стандарту. Это и заставляет сейчас отечественные НПЗ быстрыми темпами обновлять свои производственные мощности. «Поэтому было бы логично, если бы сначала правительство предоставило нам льготные условия завоза оборудования, а потом уже устанавливало пошлины на импорт нефтепродуктов», — резюмирует Валерий Рясик.