Украинцы готовы покупать дорогие биопродукты

Украинцы готовы тратить на покупку продукции без химии и консервантов вдвое больше, чем на их неорганические аналоги
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

мода на здоровое питание, захватившая страны Европы и США, пришла и в Украину. И хотя органические продукты еще не получили такого широкого распространения, как на Западе, в Киеве уже есть ряд магазинов, где их продают. В 2009-м объем рынка органических товаров в Украине вырос вдвое. Если в 2008 году его объем составлял 500 тыс. евро, то в 2009-м перевалил за 1 млн. евро. Для сравнения, общий объем органического рынка в мире составляет более 46 млрд. евро. Лидером на рынке биопродуктов является Германия, на которую приходится 27% мировых продаж «органики».

Рост рынка

«Органическое движение в Украине в последние годы набирает темпы. Еще 6-7 лет назад сельскохозяйственные площади под органические продукты были в 2 раза меньше. Сегодня же они превышают 270 тыс. га», — с гордостью рассказывает президент Федерации органического движения Украины Евгений Милованов. Растет и число сельхозпроизводителей, отдающих предпочтение биопродуктам. Так, если в конце 2008 года их было 92, то в январе 2010-го — уже более 120.  

Увеличивается и количество магазинов, предлагающих своим клиентам органические продукты питания и косметику. Так, например, на проспекте Героев Сталинграда в Киеве в конце 2009 года открылся третий магазин деликатесов Delight, за последние полгода были введены в эксплуатацию пять магазинов биокосметики Glossary. «Только в июле-декабре прошлого года было открыто 15 интернет-магазинов биопродукции», — отмечает  генеральный менеджер ассоциации «БиоЛан-Украина» Константин Яковчук-Бессараб. Расширяют свою деятельность и не специализированные магазины. Например, винный супермаркет Good Wine постоянно увеличивает ассортимент органических вин.

Стоит отметить, что в Украине по-прежнему нет специализированных магазинов, продающих исключительно органические товары. Как поясняют участники рынка, на чистой «органике» денег не заработаешь. «Пока о рентабельности речь не идет. Только в конце 2009-го мы впервые вышли в ноль», — говорит директор сети магазинов Natur Boutique Виктория Ле Хак. Эксперты объясняют это тем, что органический рынок в Украине только начинает набирать обороты. «На сегодняшний день бизнесом на биопродуктах занимаются люди, готовые к долгосрочным инвестициям, которые только через несколько лет принесут прибыль», — поясняет Евгений Милованов.  

90% органических товаров в Украине — это продукты питания и напитки, остальные 10% составляют косметика, одежда, средства гигиены. На сегодняшний день в нашей стране  производится только часть пищевых биотоваров. Все остальное завозится из других стран. «Украина импортирует товары в основном из стран ЕС — Германии, Франции, Италии, Польши», — продолжает Милованов.

«На внутренний рынок приходится до 2-3%, все остальное уходит на экспорт», — сетуют в Федерации органического движения Украины. Львиная доля отправляемой за рубеж «органики» составляет сырье — зерно, бобовые, масличные культуры. Экспортируется продукция в основном в страны ЕС. Крупнейшие игроки на внутреннем биорынке — компании «Агроэкология», ЧП «Агрофирма «Чудова земля», «Микоген-Украина», «Вишва Ананда». Но с каждым годом потребности внутреннего рынка органических товаров увеличиваются. «Объем продаж за несколько месяцев вырос в два раза по сравнению со всем годом. За 2008 год у нас было около 20 тыс. упаковок крупы, в 2009-м — уже 60 тыс.», — заявляет руководитель департамента маркетинга и продаж «Крупяной дом» Алексей Соломко. Интерес к органическим продуктам из Украины проявляют такие торговые сети, как Metro, Billa, Фуршет и другие. «Берут натуральные продукты из-за их высокой себестоимости на реализацию неохотно, но все-таки берут», — отмечает Соломко. На этой волне «БиоЛан» планирует расширить ассортимент биологической еды — от овощей и фруктов до молока и мяса. Из-за отсутствия широкого ассортимента спросом пользуется абсолютно вся органическая продукция. «У нас очень хорошо продаются органические крупы, бездрожжевой хлеб, живые йогурты, натуральная оздоровительная продукция (fito), косметика (шампуни, мыла)», — перечисляет Виктория Ле Хак.

Покупают органические товары, которые дороже своих обычных аналогов в два раза, представители среднего и выше среднего класса. «В основном наши клиенты — это богатые люди, которые готовы платить хорошие деньги за здоровую еду», — поясняет руководитель направления кондитерских изделий, кофе и чая магазина Delight Ирина Романишина. Себестоимость органической продукции ниже обычной на 10-30%, а итоговая цена — на 10-20% выше. Этот феномен обусловлен тем, что «органический» фермер не использует химические средства защиты растений, минеральные удобрения, меньше потребляет топлива и энергоресурсов. Соответственно, это приводит к экономии. Однако урожайность органических продуктов несколько ниже. Кроме того, ведение органического хозяйства требует большего внимания, высокой квалификации. «Немалые суммы тратятся на получение соответствующих сертификатов. Объемы транспортировки и потребление органической продукции существенно меньше, и ее перевозки и продажи обходятся дороже в пересчете на единицу товара», — говорят эксперты. Исходя из вышеперечисленного растет и цена конечного продукта.

Радужные перспективы

Эксперты и игроки рынка утверждают, что перспектива развития органического рынка в ближайшее время будет за так называемой «свежей группой» (овощи и фрукты). «Мы прогнозируем до 50% роста продуктового рынка в ближайшее время», — рассказывает Яковчук-Бессараб. В первую очередь, по его словам, это будет касаться овощей, которые можно выращивать в Украине. «В этом году мы впервые запустили органические помидоры. А вот с фруктами были определенные проблемы, потому что большинство из них уходило на варенье, джемы и соки», — резюмирует он.

И если в Украине рынок органических товаров только начинает набирать обороты, то в мире — он уже развивается полным ходом. Стремиться есть куда — по итогам 2008 года европейский рынок органических продуктов питания достиг $11 млрд., американский — $30 млрд., а мировой оборот превысил $46 млрд. В Европе органическое движение активно развивается уже на протяжении более 30 лет, а в Украине начали появляться первые магазины, одним из основных направлений которых декларируется торговля органическими товарами. «Теперь настало время украинского рынка натуральных продуктов, который сегодня многие считают самым лакомым куском для таких крупных игроков, — говорит Яковчук-Бессараб. — И если мы не займем этот сегмент рынка, то скоро там делать уже будет нечего».

КОМПАНИИ, ПРОДАЮЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ В УКРАИНЕ
«Микоген-Украина»
«Чудова земля»
«Чумацький шлях»
«Эко продукт»
Delight
Glossary
Good Wine
Natur Boutique
Organic Era

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЧЕСКИМ ПРОДУКТАМ

В состав продукта должно входить не менее 95% натуральных ингредиентов
Максимальное содержание химических ингредиентов - 5%
Минимум 95% всех растительных ингредиентов должны быть выращены с помощью органического земледелия
Запрещается использование синтетических ароматизаторов и красителей
Запрещается использование искусственных консервантов (парабен, феноксиэтанол)
Запрещается использование продуктов нефтепереработки (минеральное масло, парафин, полиэтиленгликол)
Запрещается использование генетически модифицированных организмов (ГМО)

ВИДЫ МАРКИРОВКИ ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ

Стадия

Что контролируется

Тщательный отбор семян

- экологически чистые семена

- без ГМО

Выращивание и сбор растений

- на экологически чистых сельских хозяйствах

- без химических удобрений и пестицидов

- ручной сбор растений

- био-переработка растений

Органические формулы и производство

- натуральные растительные основы

- без использования вредных химических ингредиентов

- синергия компонентов

- не содержит ингредиентов животного происхождения

- не тестируется на животных

Упаковка продукции

- экологически чистые материалы

- вторичная переработка

- разлагается в природе