Как салоны красоты старались выжить в 2015 году

В 2014 году рынок салонов красоты подвергся серьезным испытаниям: на фоне экономического кризиса и девальвации гривни спрос на их услуги катастрофически упал. В результате рынок потерял 25% своего веса. 2015 год хоть и принес некую стабильность (спрос хотя бы перестал падать), но салоны пока вынуждены работать исключительно на выживание
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Экономический кризис отодвинул заботы украинцев о внешнем виде на второй план. Многие постоянные клиенты салонов красоты сократили количество своих визитов, а некоторые и вовсе отказались от такой роскоши.

Основной удар для рынка "красоты" пришелся на 2014 год, когда он просел на 25%. Так, если его объем по итогам 2013-го составлял 388,7 млн грн, то уже к концу 2014-го — 292,8 млн грн (данные аналитической компании Pro-Consulting). "Спрос на услуги индустрии красоты снизился на 30%", — констатирует Елена Громова, PR-менеджер Soul Spa.

В прошлом году салоны улучшили свое положение, но незначительно. Объем рынка косметических и парикмахерских услуг вырос в 2015-м на 3,4% по сравнению с 2014-м — до 302,8 млн грн, но так и не смог вернуться к своим докризисным показателям.

Дешевый, и еще дешевле

Кризис внес свои коррективы не только в объем, но и в структуру рынка. Если раньше салоны красоты условно можно было разбить на четыре категории в зависимости от стоимости услуг — низкая, средняя, средняя+ и высокая, то в конце 2014 года появилась новая категория, которую можно условно назвать низкая -. Такие салоны обычно располагаются в МАФах, а стоимость стрижки у них не превышает 50 грн. Подобные парикмахерские предоставляют услуги стрижки и покраски волос, а также маникюра и педикюра. Рентабельность их работы не превышает 30%.

Около 55% всех работающих на рынке салонов красоты, по оценкам аналитиков, относятся к низкому и низкому- сегменту

Основные игроки здесь — сети салонов "Просто перукарня" и "Экспресс-стрижка", работающие на условиях франчайзинга. Стартовый капитал для открытия такого заведения составляет около 30 тыс. грн.

Представленные в среднеценовом сегменте салоны предлагают клиентам больший перечень услуг, как правило, здесь работает косметолог и массажист. Салоны среднего и среднего+ сегмента составляют почти 25% салонов красоты, причем перекос идет в сторону среднего+. Объясняется это тем, что именно в этом сегменте сохранились платежеспособные клиенты. Однако большинство клиентов, ранее пользовавшихся салонами красоты среднего класса, перешли в низкоценовой сегмент или вовсе стали самостоятельно ухаживать за собой.

А вот количество салонов красоты премиум-сегмента осталось на прежнем уровне, их доля на рынке составляет до 20%. Основные игроки — сети салонов Kika-Style, Dessange, "Арт-студия причесок Vladimіr Tarasyuk". В перечень их услуг входят не только стандартные манипуляции с волосами и ногтями, но и SPA-процедуры, массажи, в том числе и аппаратные.

С точки зрения географии, салонный рынок Украины остается неоднородным: на долю Киева и Киевской области приходится 45% всего рынка.

Уход растет в цене

Но даже с учетом появления заведений сегмента "дешевле не бывает", стоимость услуг салонов красоты за последние два года существенно выросла. В основном за счет повышения цен на косметику и материалы, большая часть из которых импортируется, а также ввиду удорожания коммунальных услуг. В среднем цена за одноразовую услугу в салоне красоты выросла на 28%.

Стоимость женской стрижки выросла в 2015 году на 25%, мужская стрижка подорожала только на 15%

"В связи с ростом курса валют, цены должны были бы подняться глобально, что связано с закупкой продукции за рубежом. Но для максимального сохранения клиентов в стенах заведений салонного бизнеса их руководители в среднем поднимали цены на 10-15%", — отмечает Елена Громова.

В частности, женская стрижка на среднюю длину стала дороже на 25% по сравнению с 2014 годом. Если вы захотите воспользоваться такой услугой в салоне среднего или среднего+ класса, ее стоимость может достигать 600 грн. Такая же стрижка в премиум-заведении будет стоить свыше 1 тыс. грн. Мужские стрижки подорожали на 15%, но их стоимость фактически в любом салоне не будет превышать 200 грн.

Окрашивание волос в среднем подорожало на 30%. Стоит отметить, что в отдельных случаях цена могла подняться еще существеннее, ведь все зависит от стоимости расходных материалов. Следовательно, дорогие салоны используют косметику премиум-сегмента, которая поднялась в цене практически вдвое. Если вы посещаете салон среднего ценового сегмента, то за покраску волос вы заплатите до 1 тыс. грн (в зависимости от длины). В салоне высокого ценового сегмента за эту же услугу вам придется заплатить до 4 тыс. грн.

Услуга маникюра показала наибольший рост

Услуга маникюра показала наибольший рост: один сеанс подорожал на 43% относительно цен 2014 года. Цена на рынке колеблется от 200 грн до 1 тыс. грн.

Именно вышеперечисленные услуги занимают львиную долю в структуре спроса салонов красоты. А вот непрофильные услуги, такие как косметология, теряют в спросе, так как их стоимость возросла более всего и их можно легко заменить домашним уходом. "Спрос на основные услуги, такие как стрижка и окрашивание волос, практически не изменился, однако на дополнительные услуги (маникюр, педикюр, косметологические процедуры) — упал", — отмечает специалист сети салонов VT STYLE Яна Стонога.

Красивое будущее

2015 год дал большинству салонов возможность хотя бы остаться на рынке. Выжили те, кто сумел минимизировать свои расходы, чтобы не на много поднять цены и сохранить лояльность клиентов. В 2016-м, очевидно, придется повторять стратегию прошлого года: на фоне стабилизации экономической ситуации рынок будет расти на свои законных пару процентов, но массово тратить деньги на внешность украинцы не начнут. А значит, продавцам услуг красоты предстоит все также ожесточенно бороться за клиента, причем в первую очередь ценой.