$7 млрд для "Газпрома": хронология конфликта

Каждый Новый год "Нафтогаз" собирается... и едет в Москву решать газовые вопросы. В этом году начало "газового года" несколько отодвинулось — на 26 дней
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Январь для украинского топливно-энергетического сектора — жаркое время. И дело вовсе не в погоде, а в следующей из года в год традиции начала "газовой войны" с российским поставщиком "голубого топлива" за цену и условия поставок газа в Украину. delo.ua оглянулось на прошедшую неделю и составило краткую хронологию назревающего конфликта.

Как все начиналось

26 января газета "The Financial Times" сообщила, что НАК "Нафтогаз Украины" получила от российского "Газпрома" счет на $7 млрд, так как купила в прошлом году меньше газа, чем предусмотрено действующим контрактом. Эксперты начинают говорить о том, что назревает очередной конфликт в газовом вопросе между Украиной и Россией.

Украина в 2012 году, по оценкам, купила 33 млрд кубометров российского газа. Между тем согласно действующему контракту от 19 января 2009 года, "Нафтогаз" должен был закупить 52 млрд кубометров газа, минимальные обязательства "бери или плати" (take-or-pay) составляют 41,6 млрд кубометров газа.

"Нафтогаз" вел переговоры с "Газпромом" о снижении минимального обязательного объема закупки до 27 миллиардов кубометров газа в год, однако стороны не пришли к согласию.

После обнародования данной информации политики начинают говорить о начале новой газовой войны между Россией и Украиной. Виктор Балога, к примеру, усмотрел в данном счете попытку РФ принудить украинские власти поскорее принять решение о вступлении в Таможенный союз с Россией, который, хоть и даст ощутимую скидку на газ, но может ограничить экономическую независимость государства. Учитывая события января 2009 года, новый виток "газовой войны" между двумя государствами становился все более вероятным.

Спустя два дня, в понедельник 28 января российские и украинские СМИ замерли в ожидании официальной реакции Киева на данное сообщение. В некоторых масс-медиа РФ выдвигались предположения, что украинская сторона не собирается платить штраф и воспринимает счет "Газпрома" как инструмент политического давления со стороны Москвы.

И реакция Киева последовала. Вначале позиция Украины казалась довольно мягкой — министр иностранных дел Леонид Кожара заявил, что Украина готова рассмотреть вопрос погашения долга за непотребленный российский газ путем реструктуризации, то есть решить вопрос полюбовно. В кулуарах и оппозиции тут же начались разговоры о том, что Украина готова рассчитаться за непотребленный газ посредством сдачи главного актива — газотранспортной системы, на которую российский газовый монополист уже неоднократно покушался.

Однако позже оказалось, что подобная позиция МИДа была вызвана неправильным прочтением контракта на поставки газа. Уже в среду глава профильного ведомства — министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заявил, что считает неправомерным требование "Газпрома" выплатить 7 млрд долларов за недобранный в 2012 году газ. "С юридической точки зрения Украина исполняла и исполняет все обязательства", — прокомментировал претензию Ставицкий и добавил, что претензию российской стороны сейчас изучают юристы, чтобы подготовить достойный ответ.

Что ответила Украина

Ответ "Нафтогаза", обнародованный 31 января, был предельно корректным. НАК "Нафтогаз Украины" рассмотрела обращение ОАО "Газпром" об оплате стоимости невыбранных в 2012 году объемов природного газа и будет решать все вопросы, связанные с выполнением контракта, в соответствии с его условиями.

В то же время, хоть "Нафтогаз" и ответил на претензии российской стороны, реакции от "Газпрома" не последовало. Стоит также отметить, что, несмотря на международную заинтересованность в разрешении данного конфликта и на его негативное влияние на и так подпорченный разбирательством с Еврокомиссией имидж "Газпрома", официальная позиция "газового гиганта" так и не прозвучала, хоть прошла неделя с момента появления информации о выставлении счета. Вместо этого в пятницу. 1 февраля, на брифинге в Посольстве России посол Михаил Зурабов отметил, что РФ заинтересована в мирном разрешении конфликта. Зурабов заявил, что предъявленный "Газпромом" НАК "Нафтогаз Украина" счет в $7 млрд следует рассматривать как сигнал для необходимости юридического урегулирования вопроса недобора природного газа Украиной в существующем "газовом" соглашении.

"Сейчас говорим о том, что это сигнал к поиску компромисса… Чисто с формальной стороны российская сторона обязана была подать сигнал о готовности урегулировать этот вопрос, поскольку эта норма есть в контракте", — сказал представитель РФ. Посол надеется, что дело по счету "Газпрома" до суда все-таки не дойдет. "У меня нет оснований считать, что данное компромиссное решение будет найдено в рамках судебных разбирательств", — сказал Зурабов.

То есть, по сути, официальной позицией "Газпрома" в данном конфликте можно считать нежелание доводить дело до Стокгольмского арбитража. который считается "третейским судьей" в разрешении подобных конфликтов, а последующее проведение переговоров. Зурабов отметил, что на следующей неделе планируется визит представителей "Нафтогаза" в "Газпром" с целью попытаться решить вопрос о 7 млрд долларов без привлечения третьей стороны.

Чего ожидать от "газовой войны" номер N

Эксперты уверены, что в этот раз очередного перекрытия "трубы" украинцам не стоит бояться."Газпром" ведет исключительно политическую войну, потому как Украина защищена контрактом, подписанным на поставки газа. Принцип "бери или плати" зафиксирован лишь декларативно, и механизм его не расписан. И если дело попадет в арбитраж, не факт, что арбитраж признает это нормой, обязательной для выполнения, и в этом сильная сторона Украины в конфликте вокруг счета российского газового гиганта, считает директор энергетических программ Центра "Номос" Михаил Гончар. Его коллега, соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, считает, что украинские политики и так уже сделали довольно много ошибок в "информационно-газовой" войне, поэтому опасность если и грозит украинской энергетической безопасности, то только изнутри.

Что же касается версий причин поступка "Газпрома", мнения разделились. Основных версий можно выделить три:

1) Попытка заставить Украину отдать свою газотранспортную систему в счет покрытия недобора газа.

2) Желание "Газпрома" рассчитаться за штраф Еврокомиссии, не потеряв при этом средств, так как прошлый год несколько негативно отразился на счетах компании из-за снижения потребления на европейском рынке за счет диверсификации энергоресурсов.

3) Политическое давление на правительство в вопросе вступления Украны в Таможенный союз. Однако посол Михаил Зурабов отрицает такое положение вещей, считая, что про скидку на газ Украина может договориться и без подобных политических решений.

Выбирая из этих версий, эксперты склоняются к тому, что Россия таким образом решила инициировать новый виток переговоров по стоимости газа и транзитным условиям, не желая терять крупнейшего потребителя в Европе. И подобное поведение "Газпрома" — исключительно ответ Украине на диверсификацию поставок газа, имеющую место последние несколько месяцев: договор с немецкой компанией RWE о реверсных поставках через Польшу, подписание Кабинетов Министров соглашения о разделе продукции по добыче нетрадиционного газа на Юзовской нефтегазоносной площади с англо-голландской компанией Shell, а также призывам реанимировать угольный сектор ТЭК.

Однако окончательного решения ситуации (и ответа на вопрос, что сподвигло "Газпром" выставить счет) следует ожидать уже на следующей неделе после переговоров между "Газпромом" и "Нефтегазом".