"Аэрофлот" остался без пилотов

Пилоты "Аэрофлота", выполнившие годовую норму налета, уходят в отпуска, из-за чего больше 10 самолетов аивакомпании до конца года не поднимутся в небо

"Аэрофлот" отправляет в оплачиваемый отпуск всех пилотов, которые уже выработали годовую норму — 800 летных часов, рассказал гендиректор авиакомпании Виталий Савельев. Из-за этого перевозчик временно выводит из эксплуатации самолеты Airbus 320. «Я уже поставил на бетон восемь машин, — сетует Савельев, — до конца года может быть поставлено еще четыре-пять; пока не изменят нормативы по выработке, мы будем и дальше выводить машины».

Всего у компании 66 среднемагистральных самолетов семейства А320 (65% всего парка); получается, что речь идет о выводе почти 20% флота А320. У компании только 630 пилотов, которые могут летать на этих лайнерах (всего — 1479), 18 из них в отпуске до конца года, уточнил Савельев, и число отпускников будет расти.

По словам Савельева, перевозчик сохранил все маршруты, но сократил частоту полетов. Из-за этого «Аэрофлот» недополучит прибыль, признает гендиректор: «миллионы долларов» в месяц. За ноябрь и декабрь упущенная выгода может составить $30 млн плюс $10 млн чистого убытка от лизинговых платежей, делится расчетами аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

Проблем с новогодними рейсами «Аэрофлота» не будет, утверждает Савельев: к высокому сезону пилоты выйдут из отпусков.

Пилотам пассажирских самолетов в России разрешено летать не более 800 часов в год. Но на деле число летных часов зашкаливает у всех перевозчиков, говорит прокурор Московской транспортной прокуратуры Евгений Поспелов (при этом представители «Трансаэро» и «Ютэйр» сказали, что у их компаний такой проблемы нет). А фактический налет на А320 «Аэрофлота» «вплотную приблизился к показателю 1100 часов», знает Поспелов: пилоты жалуются, число проверок растет. Только «Аэрофлот» транспортные прокуроры проверяли девять раз (в 2009 г. — пять). Компанию штрафовали, говорит Поспелов, но сумму не называет.

Выход из ситуации Савельев видит в увеличении нормы налета: в Европе и США пилоты летают по 900-1000 часов. Увеличение налета неизбежно (есть дефицит кадров), причем оно никак не скажется на безопасности, так как современные самолеты легче в управлении, чем лайнеры прежнего поколения, считает Савельев.

В сентябре Минтранс проработал поправки в приказ № 139, которые позволяют увеличить налет до 900 часов. Но министр Игорь Левитин документ не подписал, предложив обсудить его с профсоюзами, говорит представитель Минтранса, когда закончатся обсуждения, не известно. Едва ли они завершатся успешно для авиакомпаний, признается чиновник министерства. Профсоюз летного состава (ПЛС) категорически против увеличения норм полетного и рабочего времени, передал советник президента ПЛС Игорь Ободков.