Аграрный фонд получит налоговые преференции

Аграрному фонду – единственному на рынке - правительство готово оставить НДС при операциях купли-продажи зерна

 Правительство продолжает исправлять огрехи Налогового кодекса. В частности, чиновники  предлагают скорректировать норму, согласно которой Аграрный фонд, попав в категорию посредников, лишился права на НДС на операциях купли-продажи зерна. Напомним, что с 1 января вступили в силу изменения в налогообложении торговли зерновыми культурами, подсолнечником и рапсом – операции  по продаже этих культур освобождаются от налогообложения  НДС (за исключением первой поставки сельхозкультур производителем).

Действие этой нормы  автоматически распространилась и на госагента   - Аграрный фонд, который сам не является сельхозпроизводителем. То есть, пожелай Аграрный фонд продать сейчас зерно  участникам рынка, ему пришлось бы отминусовать от своей цены 20%, продать себе в убыток.


 Теперь чиновники хотят исправить эту оплошность и сделать для Аграрного фонда исключение в системе налогообложения НДС. Изменения предполагаются законопроектом  "О внесении изменений в раздел ХХ "Переходные положения" Налогового кодекса Украины относительно упорядочения деятельности и осуществления своих функций Аграрным фондом». «Исходя из того, что Аграрный фонд не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, реализацию объектов государственного ценового должен осуществлять без учета налога на добавленную стоимость. Что в свою очередь искажает суть ценового регулирования. Кроме того, закупка объектов государственного ценового регулирования Аграрным фондом осуществляется также не только у товаропроизводителей, уплату НДС Аграрный фонд вынужден осуществлять за счет средств специального фонда Государственного бюджета, что в итоге приводит к его полному расходованию» - говорится в пояснительной записке к документу.

Первый среди равных

В законопроекте предлагается к 1 января 2014 освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по поставке и импорта объектов государственного ценового регулирования Аграрным фондом с / в государственный интервенционный фонд.
Таким образом Аграрный фонд получает преференции при работе на рынке зерна по сравнению с другими участниками рынка, которые вынуждены либо корректировать цену на 20% либо  работать «в серую».


Этот момент вызвал критику даже в главном научно-экспертном управлении парламента, которое в своих выводах указало, что новация противоречит принципам конкуренции.  «Считаем недостаточно обоснованным предложение о введении особого порядка осуществления закупок в интервенционный фонд и применения нулевой ставки НДС при экспорте только в случаях приобретения зерновых культур в сельскохозяйственных товаропроизводителей и / или Аграрного фонда. Такое предложение не согласуется с требованиями статьи 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» и статей 25, 31 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которым органам государственной власти и органам местного самоуправления, регулирующих отношения в сфере хозяйствования, запрещается принимать акты или совершать действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствования той или иной формы собственности, или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования или другим способом нарушают правила конкуренции» - считают эксперты.

Кроме того под государственной аграрной интервенцией понимается «продажа или приобретение сельскохозяйственной продукции на организованном аграрном рынке с целью обеспечения ценовой стабильности». Если же при осуществлении таких интервенций Аграрный фонд будет поставлен в привилегированное положение, то вряд ли такое решение будет способствовать ценовой стабилизации на соответствующем товарном рынке.

Сложности у всех

Отметим, что у правительства остается еще временной люфт для корректировки нормы НК, поскольку в текущем периоде для Аграрного фонда вряд  ли возникнет необходимость выходить на рынок с товарными интервенциями. Из-за квотирования экспорта на рынке явный переизбыток зерна и в таких условиях  необходимости в интервенциях АФ нет.

С просьбой рассмотреть возможность смягчения этой нормы и/или ее коррекции   обратилась к премьер-министру Николаю Азарову Украинская аграрная конфедерация. Как вариант решения проблемы УАК предлагает отсрочить до нового сезона (стартует 1 июля 2011) отмену НДС при операциях с зерновыми культурами – для того чтоб участники рынка имели возможность осуществлять операции с зерном урожая 2010 года в старом режиме  и чтоб избежать ценовых противоречий.


Сложности в работе связанные с новыми правилами испытывают  и другие участники рынка – в частности элеваторы. «Антипосредническая» норма сделала невозможным  их традиционный бизнес - формирование товарных партий зерна  путем приобретения его небольших партий у товаропроизводителей и перепродажу его экспортерам.
Эксперты не сомневаются, что элеваторы, как и другие участники зернового рынка продолжат работу, ища альтернативные способы оформления своего сотрудничества. Однако НДС придется заплатить в любом случае и вопрос кому его платить- трейдеру, переработчику или аграрию-  будет возникать постоянно.


 
СПРАВКА


В декабре Верховная Рада приняла Налоговый кодекс, согласно которому до 2014 года операции по перепродаже зерновых культур (исключая рис и гречку), подсолнечника и рапса освобождались от налога на добавленную стоимость. Данная норма вступила в силу с 1 января 2011.