Аналитический обзор: Нефтяники подогревают рынок перед майскими праздниками

Не на шутку напугавший авиаперевозчиков исландский вулкан с труднопроизносимым названием Эйяфьядлайокудль, похоже, оказал давление и на нефтяников

Александр СИРЕНКО

аналитик Upeco

Вполне прогнозируемо снижение потребления авиатоплива в парализованной Европе привело к кратковременному снижению нефтяных котировок на минувшей неделе на 2%.

Украину природное явление «зацепило» косвенно: на границе страны немного подешевели импортные нефтепродукты. Стоимость премиального бензина в Средиземноморье держалась практически на одном уровне — $770-780 за тонну, в то время как дизтопливо котировалось достаточно дорого — выше отметки $710 за тонну. 23 апреля бензин А-95 стоил $794 за тонну, а дизтопливо — $726 за тонну с отгрузкой в Средиземноморье.

Динамика цен на европейском рынке вызывает удивление: с одной стороны, трейдеры ожидали роста цен именно на бензин в преддверии начала автомобильного сезона в США. Однако вместо этого в апреле наблюдалось подорожание дизтоплива. С другой стороны, в третьей декаде апреля должен был произойти обвал котировок по всем позициям из-за роста запасов в США и событий, связанных с извержением вулкана в Исландии. Однако, как видим, шутки природы оказали более мягкое влияние на цены.

Украинские производители соответственно реагировали на вести из-за границы. На протяжении минувшей недели дешевели лисичанские бензины и ДТ (на 100-150 грн. за тонну), также на 100 грн. за тонну снизилась стоимость низкооктанового бензина и дизтоплива производства Шебелинского НПЗ. К концу недели средний прайс по Украине выглядел следующим образом (грн. за тонну): А-76/80 — 8,56 тыс.; А-92 — 8,77 тыс.; А-95 –8,99 тыс.; ДТ — 7,2 тыс.

«Зеленые» растут

Розница, похоже, не выдержала напряжения, вызванного динамикой европейского рынка. В преддверии майских праздников первыми на минувшей неделе проявили слабость активные импортеры — сети «Континиума» (бренд WOG) и «Галнафтогаза» (ОККО). Так, в ночь на 21 апреля начали меняться цифры на стелах АЗС WOG и OKKO. «Континиум» прибавил по 5 коп. за литр на все виды нефтепродуктов, догнав Shell в стоимости на А-95 в 8,25 грн. за литр. ДТ в данной сети установило новый рекорд в 7,25 грн. за литр. «Галнафтогаз» прибавил 10 коп. на литре за низкооктановые бензины и А-92. Изменились расценки на Puls 95, который поднялся на 5 коп. — до отметки в 8,75 грн. за литр.

В пятницу цены продолжили рост в сети WOG:  +5 коп. на литр А-76 и 10 коп. на литр А-92. К концу недели у данных операторов вырисовалась самая высокая по стране цена на низкооктановый бензин — 7,30 грн. за литр. Небольшой всплеск наблюдался на востоке Украины. Так, луганские «Восточные ресурсы» прибавили к дизтопливу 10 коп., установив цену в 7 грн. за литр. Донецкая «Параллель» приплюсовала по 5 коп. за литр на А-76 и ДТ, установив одинаковую цену — 7,20 грн. за литр на оба вида нефтепродуктов.

Свои пять копеек

На выходных соблазну поднять цены за желто-зелеными «пионерами» поддалась сеть «Привата». Днепропетровская сеть прибавила 5 коп. за литр на все виды топлива во всех областях, кроме Донецкой и Запорожской. Вслед за «приватовцами» на ту же величину откорректировали цены региональные сети, входящие в «Укрнафту» и ANP. На 5 коп. 26 апреля стали дороже бензины и ДТ в сетях: «Калина», «Укр-Петроль», «Веста», «Джерело», «Ранг», «Элин», «Закарпатнефтепродукт-Мукачево» (бренд «Маркет»), GFC и «Лилия»/Marshal.

Впрочем, пример «Континиума» и «Галнафтогаза» сетей не стал заразительным для всех участников рынка. Напротив, некоторые сети АЗС на прошлой неделе даже снижали цены. Так, в среду кировоградский оператор РУР «откатил» цены на 10 коп. за литр на все виды нефтепродуктов, установив отметки в 8 грн. за литр на А-95 и 7 грн. за литр на ДТ.

В итоге в понедельник согласно мониторингу Upeco, в Украине были зафиксированы следующие средние цены на топливо в рознице (грн. за литр): А-76/80 — 7,07; А-92 — 7,58; А-95 — 8,04; ДТ — 7,04.

Вполне очевидно, что хаотичное движение на рынке вскоре прекратится. По имеющейся информации, в конце недели состоится заседание экспертно-аналитической группы (ЭАГ), на котором один из вопросов повестки дня — принятие алгоритма формулы расчета индикативных розничных цен на топливо. Иначе как истерикой трудно назвать сегодняшние заявления лоббистов нефтяных компаний в преддверии встречи с правительством. Однако вполне объяснимо желание нынешней власти иметь прозрачный и прогнозируемый рынок такого стратегического товара как нефтепродукты. Если предыдущий состав экспертно-аналитической группы (ЭАГ) при Минтопэнерго, мягко говоря, «подыгрывал» нефтяникам, то с приходом в Минтопэнерго Юрия Бойко порядок в отрасли гарантирован.  

Впрочем, поддержать новую формулу готовы и сами нефтяники. В апреле на одном из заседаний рабочей группы секретариата ЭАГ представитель одной из компаний назвал текущие цены на стелах лидеров роста «жлобскими», подтвердив тем самым необоснованность мартовского повышения.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА


Людмила ОЛЕЙНИК

генеральный директор сети АЗС «Логрус»

На прошлой неделе ЛУПОН (мелкооптовое подразделение «ТНК-ВР Коммерс» в Лисичанске) снизил стоимость бензинов на 5-10 коп. за литр, поэтому об однозначном повышении цен в рознице пока говорить преждевременно. Мы стоим в ценах наших конкурентов (бензин А-95 — 7,95 грн. за литр, ДТ — 7,05 грн. за литр), и точно первыми не будем менять ценники на стеле. Конечно, рынок разогрет сообщениями о дорогой нефти и предстоящем повышении акцизов на нефтепродукты в Украине. Несмотря на это, розница замерла и операторы внимательно следят друг за другом.

При этом должна отметить, что сейчас уровень рентабельности снизился в сравнении с предыдущими периодами. Прежде всего это  происходит из-за снижения объемов реализации топлива. Во-первых, нынешний ценник на стеле в 8 грн. напротив бензина А-95 отпугивает покупателя. Напомню, год назад «девяностопятый» стоил ниже отметки 6 грн. за литр. Во-вторых, в нашем регионе (Луганская область. — «ДЕЛО»), впрочем, как и во всей Украине, крайне обострилась конкуренция. Сети проводят масштабные акции, внедряют программы лояльности, заманивая автолюбителей всевозможными скидками. В итоге водитель едет заправляться туда, где дешевле.