Аналитический обзор: Почему цена на бензин А-95 в августе выросла до 7,50 грн за литр

Достигнув дна в $35 за баррель в начале года, цены на нефть плавно поползли вверх, а начиная с апреля, перешли в решительное наступление
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Достигнув дна в $35 за баррель в начале года, цены на нефть плавно поползли вверх, а начиная с апреля, перешли в решительное наступление. В начале июня была взята высота в $70 за баррель. Откатившись впоследствии ниже $60 за баррель, в начале августа семидесятидолларовый рубеж снова был взят, притом с существенным запасом — $74,5 за баррель.

В отличие от предыдущего скачка, августовский состоялся при отягощающих обстоятельствах — совпал с очередным этапом девальвации гривни. Учитывая на 90% состоящий из импорта топливный баланс Украины, этот фактор придал мощный импульс ценам. Выросла не только закупочная (оптовая) цена, увеличилась и налоговая составляющая, ведь акциз на нефтепродукты, облагаемый НДС, номинирован в евро (110 евро за тонну на бензины и 35 евро/тонна для дизельного топлива с серой 0,2%).

В комплексе это привело к росту розничных цен до уровня 7,50 грн. за литр на бензин А-95 и свыше 6 грн. — на дизтопливо. Расчеты показывают, что при долларе на межбанке 8,3 грн. и стабилизации цен на нефть на уровне $70/баррель у розничных цен еще есть резерв для роста в размере 20-30 коп. за литр.

В духе времени выглядит и структура розничных цен на основные марки топлива — бензин А-95 и дизтопливо. Средняя маржа в гривне по этим двум маркам в июле-августе текущего года осталась на уровне аналогичного периода прошлого года — 300 грн. за тонну (около 24 коп./литр) без НДС. Это означает, что валютный эквивалент снизился пропорционально девальвации национальной валюты, во многом напоминая ситуацию с зарплатами, зафиксированными в большинстве компаний в гривне.

В условиях падения продаж на 20-25% и возрастающего давления по валютным кредитам это означает серьезное ухудшение самочувствия данного бизнеса. О критической ситуации в потреблении свидетельствует тот факт, что двукратное снижение за год цен на дизельное топливо (в долларовом эквиваленте) не помогло избежать 25%-ного падения потребления ДТ в промышленном секторе — ключевом потребителе нефтепродуктов в Украине. В то же время спрос на высокооктановый бензин, обеспечиваемый в основном частным транспортом, по итогам первого полугодия текущего года демонстрирует даже некоторый рост, указывая на большую платежеспособность данной категории покупателей по сравнению с промышленностью.

Высокие цены одинаково нежелательны как для потребителя, так и для автозаправочного бизнеса. Для нефтетрейдеров работа на высоких «ценовых этажах» отягощена потребностью в больших объемах оборотных средств, как правило, привлекаемых в виде кредитов, ставки по которым на сегодня крайне высоки.

Новая волна роста цен может дополнительно усугубить ситуацию. Дороговизна топлива неизбежно приведет к спаду потребления, тогда как высокие обороты при небольшой марже являются залогом успешности автозаправочного бизнеса. Между тем, попытки увеличить маржу не будут иметь успеха, так как в условиях высоких цен и существования серьезной конкуренции потребитель будет вынужден отдавать предпочтение более низким ценам, закрывая глаза на качество продукции.

Сергей КУЮН

директор «Консалтинговой группы «А-95»

Читайте также: В США нефтяных спекулянтов будут штрафовать на $1 млн в день