Антимонопольный комитет возбудил дело против Коломойского

АЗС, входящие в бизнес-группы "Приват", необоснованно прекратили отпускать бензин за наличные, за что и могут быть покараны

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) возбудил дело по признакам антиконкурентных согласованных действий некоторых участников рынка из-за приостановки отпуска нефтепродуктов за наличные сетями АЗС, которые входят в сферу интересов бизнесмена Игоря Коломойского. Об этом на брифинге в среду сообщил государственный уполномоченный ведомства Михаил Русинский.

АМКУ провел проверку одновременной приостановки реализации нефтепродуктов за наличные 23 июля 2014 года сетями "Укрнафта", "Авиас", ANP и другими входящими в сеть АЗС, контролируемых группой "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. По результатам проведенной работы было возбуждено дело, а также 12 субъектам хозяйствования розданы обязательные для рассмотрения рекомендации. Однако какие, представитель ведомства не уточнил.

Также представитель АМКУ отчитался о ходе расследования относительно значительного роста цен на светлые нефтепродукты в январе-апреле 2014 года

По словам Русинского, в период с января по апрель 2014 года произошел значительный рост стоимости светлых нефтепродуктов. В мае-июле комитетом было проведено расследование в отношении согласованных антиконкурентных действий владельцами автозаправочных сетей, таких как "Лукойл Украина" (сети АЗС "Лукойл"; принадлежит российскому бизнесмену Вагиту Алекперову), "ОККО нефтепродукт" (АЗС "ОККО"; входит в "Универсальную инвестиционную группу" Виталия Антонова), "ВОГ ритейл", "Золотой экватор" (сети АЗС "Золотой экватор", WOG; контролируются группой "Континиум" Игоря Еремеева) и"Альянс холдинг" (АЗС Shell; 49% принадлежит российской НК "Альянс", остальное — англо-голландской Shell).

По словам Русинского, 8 апреля АМКУ предоставил обязательные для рассмотрения рекомендации ряду АЗС под брендами "Лукойл", ОККО, WOG, Shell, "Параллель", "Укрнафта", "Веста", "Авиас" и "БРСМ-Нафта", которые касались мероприятий по установлению розничных цен на моторные бензины и дизельное топливо на уровне, который существовал бы при условии значительной конкуренции на рынке. Однако не все снизили цены, а некоторые из субъектов хозяйствования не предоставили АМКУ обоснования невозможности снижения стоимости нефтепродуктов.

По словам представителя ведомства, операторы на рынке сообщают, что для покрытия расходов и обеспечения прибыльности бизнеса размер маржи между ценой закупки и ценой реализации топлива должен составлять около $180 на тонне, и участники рынка говорят, что такой уровень маржи не обеспечивается. При этом средняя разница между закупочной ценой и ценой реализации нефтепродуктов, по данным субъектов, составляет 500 гривен за тонну.

Однако по результатам расследования АМКУ пришел к выводу, что средняя маржа на 1 тонне бензина в указанный период составляла 3,5-4,5 тыс. гривень. Также ведомством было обнаружено, что высокооктановых бензинов премиум качества продается больше, нежели покупается; обратная ситуация наблюдается с обычными бензинами. "То же касается и дизельного топлива", — отметил на брифинге Русинский. При этом за период исследования было продано на 60 тыс. тонн больше высокооктановых бензинов высокого качества, нежели соответствовало закупочным данным, и на 60 тыс. тонн меньше топлива обычного качества. "Этим займутся правоохранительные органы", — подчеркнул представитель АМКУ.

Что касается разницы в стоимости обычного и премиального топлива, для бензина марки А-95 этот показатель составлял 438-1325 грн на одной тонне, для дизельного топлива — 1007-2109 грн на тонну.

В целом ведомством было обнаружено 187 региональных рынков с признаками монополии.

В случае если Антимонопольный комитет установит факты злоупотребления монопольным положением, к нарушителям будут применены штрафные санкции в размере до 10% выручки за предыдущий год.