CEO Deloitte: Моя задача — помочь бизнесу перейти из фазы "неосознанной" в фазу "осознанной некомпетентности"

Управляющий партнер компании "Делойт" в Украине Андрей Булах рассказал о ментальных преградах на пути развития предпринимательства в Украине, о том, как от них избавляться и почему бизнес это в первую очередь идея, а не деньги

Андрей Булах пришел в Deloitte в 2002 году, и уже в 2006 году в возрасте 28 лет стал самым молодым партнером Deloitte в СНГ. С 2010 года Андрей возглавлял департамент аудита. А 1 июня 2014-го стал управляющим партнером в Украине. На протяжении своей карьеры Андрей Булах руководил рядом крупных аудиторских проектов в аграрном и промышленном секторах, а также в сфере технологий, медиа и телекоммуникаций.



Как вы оцениваете роль малого и среднего бизнеса в экономике?

Если в целом смотреть на ситуацию в Украине, сложно сказать, что мы живем хорошо. И это не только из-за военного конфликта. Корень проблемы кроется в нашем историческом прошлом — длительное время при Советском Союзе отрицались такие понятия, как предпринимательство, частная собственность. Но поощрялась концепция прошения — за сделанное ты не обязательно получал вознаграждение, нужно было попросить. Кто был более наглый, тот просил больше и чаще получал. Скромные не просили и жили на одну зарплату. Может, поэтому сегодня все что-то просят у государства. Это все еще присуще нашему поколении — тем, кому около 40.

Фактически, говоря о малом бизнесе, мы говорим об изменении ментальности. Что такое малое предприятие? Это конкретный человек, который решил больше не просить у государства — пенсию, работу, а решил сам что-то сделать. Поверил в себя, в свою идею и что у него что-то получится изменить. И чем больше таких людей, тем больше меняется общее сознание.

Прошло уже больше 25 лет, выросло целое поколение новых людей.

С точки зрения изменения сознания и смены поколений, 25 лет — это очень мало. Те, кому сейчас 20-30 лет — не новое поколение, ведь их воспитывали родители, которые впитали в себя страхи и менталитет СССР.

Моей старшей дочери 14 лет. Вот это новое поколение. Дети, рожденные вначале 2000-х, не понимают, что такое совок, у них больше патриотизма. Главное — это поколение не потерять. Сделать все возможное, чтобы сегодняшние 14-, 15-летние остались в нашей стране. Моя дочь не будет здесь учиться, ведь здесь нет системы образования. Как нам сделать так, чтобы через 5, 10 лет дети учились здесь, или, поехав учиться за границу, возвращались? Это основной вопрос.

Чему крупный бизнес может научить малый бизнес?

У крупного бизнеса есть системность. Когда в компании работают тысячи сотрудников, разбросанных по стране, то без нормально выстроенных бизнес-процессов им невозможно управлять. Частный предприниматель не задумывается о бизнес-процессах, этому может научить крупный бизнес. Важно, чтобы с системностью не передали бюрократию, консервативность, присущую крупному бизнесу. Сила малого бизнеса в скорости принятия решений, эмоциональной вовлеченности. Если говорить о знаниях и опыте, то знание не является проблемой. Знания открыты. Было бы желание.

По каким принципам будете выбирать себе "подшефных"?

Я бы хотел почувствовать, что у человека есть эмоциональная привязанность к своему бизнесу. Хотелось бы верить, что есть какая-то идея чуть выше чем "я начал заниматься бизнесом, чтобы увеличить свой доход с Х на 2Х". Только в таком случае его доход имеет потенциал роста в 10X. Но нельзя ожидать, что это произойдет завтра. Если будут вопросы в духе: "как правильно расставлять продукты на полках" — я не смогу ответить. Я не знаю. Я могу посоветовать, как лучше подойти к решению глобальных вопросов.

Что лично вы можете дать малому бизнесу?

У развития есть 4 фазы. Первая — "неосознанной некомпетентности": я не компетентен, но я об этом не знаю. Следующая — "осознанная некомпетентность": я о чем-то не знаю, но понимаю, что мне зачем-то это надо. Дальше возникает "осознанная компетентность": я могу адекватно оценить свою компетентность. И высшая стадия — "неосознанная компетентность" — компетентность, доведенная до автоматизма, как при вождении автомобиля.

Моя задача — сформировать осознание тех проблем, над которыми предпринимателю нужно работать: перевести подопечного из фазы "неосознанной некомпетентности" в фазу "осознанной некомпетентности". Фактически, это некий коучинг. Если участники программы ждут готовых ответов, для меня это будет сигнал об исключительно потребительском подходе. А вот если они захотят услышать правильные вопросы и сами постараются найти на них ответы — это благодатная почва, это значит, что предприниматель хочет и готов развиваться.

Не всякий бизнес у нас имеет амбиции к росту. Характеризует ли это негативно собственника?

Нет. Капитализм последних 100 лет базировался на американской идее экономического роста. Это дало очень сильный толчок для развития Штатов. Но обратной стороной этого роста стало чрезмерное потребление.

Вопрос вовсе не в том, чтобы бизнес бесконечно рос. Скажу, наверное, совсем утопическую вещь: я считаю, что предприниматель, который занимается своим бизнесом, должен прежде всего увеличивать уровень своего счастья от занятия своим делом. Находиться в гармонии с собой. Если человек счастлив тем, что он знает всех клиентов своей булочной по имени, зачем ему строить сеть булочных?

У нас государственный патернализм присущ в том числе и бизнесу. Предприниматели также требуют и просят у государства.

Успешные предприниматели не ноют по поводу того, что им государство должно. Общаясь с ними, вы не проведете 80% времени в слушании нытья, что государство должно было сделать, но не сделало. Они с воодушевлением будут рассказывать, например, о своей пекарне, о том, как к ним приходят посетители и уходят с улыбкой.

А те, кто стоит под Радой с плакатами "Нас убивают"?

Это тот совок, который не искоренен в головах, менталитет "просителя" и элементарная необразованность. У меня надежда на прогрессивных предпринимателей и на новое поколение, пятнадцатилетних. Если мы хотим развиваться, такая возможность есть, она рядом с нами — это общение с молодежью. Общайтесь с ними, меняйтесь и развивайтесь.