Дизель для "Укрзализныци": продать клиенту или нажаловаться на конкурента?

АМКУ готов рассматривать жалобу WOG на закупки дизтоплива "Укрзализныцей" и выслушать аргументы железнодорожников. Но свою правоту готов доказывать даже в суде
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) продолжает рассматривать конфликт между нефтетрейдерами "Вог Аэро Джет" и "СОКАР Украина" относительно поставок дизельного топлива в адрес ПАО "Укрзализныця" (УЗ).

Завершение рассмотрения жалобы "Вог Аэро Джет" (WOG) зависит от того, как быстро заказчик торгов — филиал "Центр обеспечения производства" (ЦОП) УЗ — соберет доказательную базу для заседания коллегии АМКУ. Об этом сообщила Агия Загребельская, государственный уполномоченный АМКУ.

Напомним, что 20 июля 2016 года ООО "СОКАР Украина" впервые выиграло тендер на поставку дизтоплива для "Укрзализныци". Контракт заключили 1 августа, информацию о чем опубликовали на официальном веб-портале уполномоченного органа в тот же день в 9:58.

После этого выяснилось, что WOG успел подать и зарегистрировать жалобу на процедуру закупки еще 29 июля. В ЦОП утверждают, что никто не извещал их о жалобе в тот день. К тому же на сайте АМКУ информация о жалобе WOG появилась 1 августа в 16:14, уже после публикации о подписании контракта ЦОП с СОКАР.

ЦОП переносит рассмотрение жалобы WOG

Коллегия АМКУ уже дважды откладывала рассмотрение жалобы WOG на нарушение ЦОП порядка проведения процедуры закупки дизтоплива.

Загребельская не назвала точную дату получения и регистрации жалобы WOG. Однако по ее словам документ был зарегистрирован в срок, и у АМКУ не было оснований отклонить его. Жалобщик утверждал, что СОКАР подал предложение, которое не соответствует тендерной документации, и указал на эти несоответствия.

"Рассмотрение жалобы было назначено через несколько дней после регистрации жалобы. На заседание явился представитель "Укрзализныци" и заявил ходатайство о переносе рассмотрения жалобы в связи с невозможностью предоставить предложения конкурсных торгов участников", — рассказала госуполномоченный комитета.

Чтобы дать время ЦОП на предоставление необходимых документов, коллегия перенесла слушания в первый раз.

Затем, по словам Загребельской, представитель ответчика вновь попросил перенести рассмотрение жалобы, чтобы предоставить дополнительные документы, которые подтверждают их позицию и опровергают позицию жалобщика.

Соответственно, завершение рассмотрения жалобы WOG зависит от того, как быстро ЦОП соберет необходимую доказательную базу.

ЦОП покупает топливо по оспариваемому тендеру

В ЦОП считают, что АМКУ вообще не должен был принимать к рассмотрению жалобу WOG, поскольку к тому времени уже был заключен контракт с СОКАР. Филиал "Укрзализныци" оспаривает это решение комитета в суде. Слушания назначены на 2 сентября 2016 года.

Тем временем СОКАР уже отгрузил предусмотренные контрактом 14 тыс. тонн дизтоплива.

В АМКУ утверждают, что если жалобу приняли к рассмотрению, то ничтожность (то, что документ не имеет юридической силы — Delo.UA) контракта, заключенного в период ее рассмотрения, даже не нужно доказывать в суде.

"Заказчик не имеет права заключать контракт в период обжалования. Дата подачи жалобы считается дата регистрации ее в комитете. Жалобщик выдержал сроки подачи и уплатил соответствующие сборы. Поэтому договор, который заключен, априори ничтожный", — заявила Загребельская.

Ей вторит шеф — глава АМКУ Юрий Терентьев.

"Были прецеденты, когда на АМКУ осуществлялось давление в резонансных делах относительно принятия того или иного решения, которое было "нужным". АМКУ рассматривал ситуацию объективно и через 3-4 месяца мы видели как НАБУ и Антикоррупционная прокуратура возбуждали дела по соответствующим актам", — напоминает он.

"Если заказчик подписал договор и вторая сторона его выполняет — это риски заказчика и победителя, которые в случае необходимости будут рассмотрены Госаудитслужбой, но это не наша компетенция", — добавила Загребельская.

На рассмотрение жалобы WOG отведено 30 рабочих дней. Этот срок истекает после 2 сентября, на которое назначено судебное слушание о правомерности принятия жалобы в рассмотрение.

Представители АМКУ обещают появляться на судебных заседаниях и поддерживать свою позицию.

"У нас нет задачи рассмотреть (жалобу — ред.) до решения суда или после решения суда, потому что это несвязанные друг с другом процессы. В судебном рассмотрении будут выяснятся вопрос правомерно ли АМКУ принял жалобу WOG или неправомерно", — говорит Загребельская.

Проблемные тендеры

За монополию на поставку дизтоплива для "Укрзализныци" долгое время соревновались нефтетрейдеры WOG и ОККО (входит в состав бизнес-группы "Галнафтогаз" — Delo.UA).

В последние годы "Укрзализныця" пытается разнообразить поставщиков и внедрить новые принципы в закупку топлива. К примеру, в 2015 года ГП "Укрзализнычпостач" (реформирован в ЦОП) пытался закупить топливо по формульному ценообразованию. Тендер был заблокирован малоизвестной компанией "Элемент Нафта".

Слабость переговорной позиции "Укрзализныци" в топливных закупках, по мнению нынешнего председателя правления УЗ Войцеха Балчуна, в отсутствии стратегического запаса. По его словам проблема поставок дизтоплива — ключевая для компании.

"Могу пожалеть, что два года назад приняли решение использовать стратегические запасы топлива "Укрзализныци". Их у нас было около 120 тыс. тонн. Это позволяло стабильно работать, быть независимыми от поставщиков и выходить на переговоры с ними с более сильной позицией", — написал он на своей странице в Facebook.

В связи с чем Балчун решил открыть дискуссию о разработке условий тендеров совместно с производителями и поставщиками.

Возможно таким образом новый глава "Укрзализныци" пытается перенести обсуждение топливных закупок из антимонопольных и судебных залов в более простой и конструктивный формат.