Эксклюзив

Что я, страна и производители поняли за три года с начала эксперимента

13 февраля 2016, 17:57
Увеличить размер шрифта Увеличить размер шрифта

Итак, сегодня три года с того момента, как я опубликовала свою первую запись в блоге "В поисках made in Ukraine" и пообещала прожить год, покупая только украинские товары. Эксперимент давно закончился, но так получилось, что сам проект круто изменил мою жизнь

Помню, как в феврале 2013 года после первых записей в блоге, многие мои коллеги по pr-цеху, писали в "личку": "Молодец, хорошо придумала новый бизнес замутить". Убеждать людей, что у меня вообще-то другие цели, не было никакого смысла. И я нырнула в тему украинских производителей, которая до того момента если и поднималась, то исключительно в неудачных предвыборных плакатах мелких правых партий.

И мой редактор Катя Венжик, и моя подруга Ирэна Карпа, убеждены, что я обладаю абсолютной интуицией, которая и помогает мне предугадывать тренды задолго до их появления. В истории с украинскими товарами де-факто — диктовать. Я же убеждена, что у каждого из нас есть миссия, и в конкретный исторический момент в конкретной стране у меня была такая. И правда в том, что начинала я свой эксперимент с одной важной личной целью — вернуться в экономическую журналистику. А получилось, что по дороге пришлось немного заняться структурированием отрасли экономики))

Но в начале 2013 года запрос общества на "хоть что-то, чем можно гордиться" был настолько сильный, что у проекта "В поисках made in Ukraine" моментально появились тысячи поклонников и последователей. Люди, которым, как и мне, очень хотелось гордиться страной, с интересом открывали для себя украинские бренды, пробовали нетипичные для региона деликатесы, а иногда просто узнавали новое буквально о своих соседях. Это была фан, веселье отдельной группы людей, которые понимали важность малого и среднего бизнеса для страны. И еще я отдельно хотела бы поблагодарить своих коллег из прессы и ТВ, которые поддержали меня в мой первый год. Да, было ново, остро, любопытно, тяжело и очень важно. Хотя мне тогда было просто очень интересно.

В 2014, в разгар событий на Майдане, я закончила свой эксперимент. События не располагали к тому, чтобы закончить его громко и с пресс-конференцией, поэтому мы скромно опубликовали итоговый пост с принципиально новыми для украинской легкой промышленности фотографиями. Таким образом показав, что отечественное — не просто можно носить и использовать, но при минимальных усилиях красиво подавать и рекламировать.

А страна тем временем отказывалась от российского в пользу своего. Сначала был бойкот российских товаров, потом появилось неудержимое желание иметь собственную айдентику и поддерживать в тяжелое время "своих". Стартапы по пошиву свитшотов-футболок росли как грибы. На организованных нами фестивалях было такое количество людей, что продавцы и собственники представленных марок теряли голоса уже к середине первого дня. В открытом мной магазине товары забирали еще с коробок, мы не успевали выставлять их на полки. А еще я до сих пор горжусь тем, что тогда, в 2014, уговорила Венжик провести принципиально новый маркет, без всех этих ужасных пластиковых стендов и виниловых баннеров.

2015 год стал годом проб, восторгов и разочарований. И это нормально, как мне кажется. Потребитель все еще очень хотел покупать свое, украинское. Но также он хотел знать, что у своего цена будет хоть чуть-чуть меньше, а качество — хоть чуть-чуть выше. К концу года, когда кризис "догнал" всех, мало кто готов был платить последние деньги за качество, в котором не уверен. Хотя, как показали фестивали, спрос по-прежнему был выше предложений от производителей.

В прошлом году производители очень сильно разделились на две большие группы. Были те, кто понимал, что волна экономического патриотизма не вечна, но она — уникальный шанс показать себя. Они нанимали маркетологов, снимали рекламу, делали "прозападные" инстаграммы, меняли названия-этикетки, открывали шоу-румы, договаривались с магазинами и работали-работали-работали, представляя конкурентом не "дядю Ваню из соседского киоска", а условные "Зару" и "Гаранье".

Но по-прежнему у нас есть группа предпринимателей, которые убеждены, что "мне все должны", которые продолжают выходить на ярмарки с прошлогодним ассортиментом и ломаными плечиками, нанимать унылых продавцов и при первой возможности бить себя в грудь с криками "я же национальный товаропроизводитель, вы должны меня защищать". Вот только я не могу понять, откуда у них, тридцатилетних, всего за год появилась риторика заседаний УСПП двадцатилетней давности?!

За три года у меня на глазах произошли колоссальные изменения. Мы научились не стесняться сделанного в Украине, мы попробовали многое и остановили свой выбор на том, что действительно нравится, самые сообразительные запустили стартапы (больше всего швейных и варений), появились фестивали-маркеты-подражатели, улучшилась реклама, сервис, сайты, доставки, появилась масса информации. Найти украинское — больше не проблема.

Что будет дальше? Все просто — кризис и рынок все расставят по своим местам. И как я неоднократно говорила, выживут только адекватные, те, кто вышел на рынок с долгосрочной стратегией и бизнес-планом, готов улучшать качество и технологичность изделий и при этом держать конкурентную цену, кто готов работать с сервисом и маркетингом и превращаться из стартапа в бизнес. Именно превращение в бизнес с правилами, без панибратства и обид, без "авось" и "вы нас обязаны поддержать" поможет выжить тем, кого мы так тщательно изучали эти три года.

Лично я объявляю 2016 год — годом введения цивилизованных стандартов в отношениях с украинскими производителями. Мне важно, чтобы все, с кем мы работаем, были правильно зарегистрированы, имели названия, правильные этикетки со всей необходимой информацией, не пугались договоров… Сама я займусь систематизацией всей той информации, которая накопилась за последние три года. Ну и, конечно же, буду и дальше улучшать фестиваль, который в данный момент выполняет функцию переездного универмага, где можно купить абсолютно все made in Ukraine.

Еще точно могу сказать, что в 2016 малому и среднему бизнесу придется выйти из подвальчиков и подворотен, и научиться договариваться с фабриками и производствами для серийного запуска продукции. Это касается и платьев, и банок с вареньями-соусами.

И еще точно могу сказать вот что. Если вы чувствуете в себе силы и видите нишу, действуйте, не бойтесь. Как показал опыт тех 4000 предпринимателей, которых я встретила за последние три года, чаще всего — получится, если очень захотеть. А рынок у нас большой, места еще много!

Автор: Юлия Савостина Юлия
Савостина
автор и ведущая проекта "В поисках Made in Ukraine"

По материалам: "Дело"
Раздел: >
Теги: made in Ukraine

Главные новости от delo.ua
Поздравляем! Вы подписались на рассылку от delo.ua
Что я, страна и производители поняли за три года с начала эксперимента | В поисках made in Ukraine | Дело
Комментарии Facebook
Комментарии
Вход

Если у Вас до сих пор нет аккаунта на Дело - зарегистрируйтесь

В поисках made in Ukraine

В феврале 2013 года пообещала, что будет год покупать только товары украинского производства и рассказывать о всех находках читателям Delo.ua. Пообещала и сделала. Хотя, конечно, пару раз пыталась сорваться.

Выяснила, что в Украине производят абсолютно все для комфортной жизни. Заразила идеей потреблять украинское все свое окружение. Настроила против себя российских производителей. При этом продолжает агитировать за все качественное и модное украинское теперь не только в блоге, но и в качестве руководителя отдельного направления Made in Ukraine в Ekonomika Communication Hub.

До эксперимента работала директором агентства Pillar PR. Перед этим — была ПР-директором Первого Национального канала, там же вела программу "Легко быть женщиной".
С 1996 по 2000 гг — работала на канале СТБ репортером, с 2000 г. — специальным корреспондентом на канале ICTV. С 2002 по 2004 год работала ведущей и продюсером программы "Деловые Факты" на ICTV. Объездила более 50 стран мира, откуда делала свои репортажи для новостей. Параллельно запустила журналы "Мысль" (директор) и "Профиль. Украина" (редактор отдела бизнеса).
В 2005 — 2006 годах в качестве исполнительного продюсера запустила в эфир канал "Кино".


Почти замужем, много путешествует и в каждом уголке мира теперь умудряется найти что-то, сделанное в Украине.

Для связи с Юлией Савостиной пишите на почтовый ящик ukraine@delo.ua

Найти проект на Facebook

Мнения
Курсы валют
покупка продажа НБУ
USD USD 25.9 26.2 25.9
EUR EUR 28.8 29.4 29.17
RUB RUB 0.39 0.41 0.4
Цены на топливо
ДТ СПБТ
Донецкая область 20.85 13
Киевская область 20.63 12.9
Львовская область 20.52 13.18
Популярные теги
3G
web-T::CMS. Проверенные решения Хостинг-партнер
Хостинг сайтов - MiroHost
© 2005-2016 Ekonomika Communication Hub.
Все права защищены
Тел.: 044 585 58 91/92
Узнай, как перепечатывать новости, и смело используй материалы из новостной ленты портала Delo.ua

— Материалы, которые отмечены этим знаком, публикуются на правах рекламы. За содержание рекламы ответственность несут рекламодатели.