Что может помешать развитию украинской фармотрасли

Елене Левшун и Людмила Безпалько
Елене Левшун и Людмила Безпалько
Генеральный директор Борщаговского ХФЗ Людмила Безпалько и партнер консалтинговой компании EBS Елена Левшун в интервью издания "ТОП-100. Крупнейшие медицинские компании Украины" обсудили риски и перспективы фармацевтической отрасли Украины.

Фармацевтический рынок Украины — один из самых быстрорастущих. В этом, безусловно, колоссальные возможности для его участников, но и не меньшие риски, связанные, в первую очередь, с неумением многих производителей перестроить свои бизнес-процессы в соответствии с требованиями времени. Чтобы показать, как выглядят риски роста не только изнутри, но также извне, "Топ-100. Крупнейшие медицинские компании Украины" задал одни и те же вопросы двум экспертам фармрынка: генеральному директору Борщаговского ХФЗ Людмиле Безпалько и партнеру консалтинговой компании EBS Елене Левшун. И получил, надо сказать, довольно разные картинки

Фармацевтическая отрасль сегодня — одна из самых стремительно развивающихся в Украине. Как это удалось на фоне падения большинства других сфер бизнеса?

Людмила Безпалько: Украина всегда была фармацевтической страной, ведь внутреннее производство в упаковках обеспечивает рынок лекарственными препаратами на 76,7%. Отечественные фармкомпании последние три года наращивают свою рыночную долю. Это происходит вследствие кризиса, когда украинцы были вынуждены покупать более дешевые лекарства. При этом отечественные препараты не уступают иностранным по качеству, и люди это уже поняли. Причем мы можем гарантировать это качество, ведь Украина, как и все европейские страны, работает по стандартам GMP. Согласно им все производственные площадки должны быть сертифицированы. Кроме того, благодаря сертификации украинские производители получили возможность выйти на зарубежные рынки, мы начали ездить на международные выставки и там находить новых партнеров.

Елена Левшун: Подъем фармацевтической отрасли стал результатом влияния нескольких факторов. Безусловно, рост курса доллара не мог не сыграть свою роль.

Но на месте фармпроизводителей я бы не спешила почивать на лаврах. Рынок в гривне, конечно, растет. Но если мы посмотрим на другие показатели (например, динамику в упаковках), то увидим иную картину

Поэтому сейчас задача украинских фармпроизводителей — правильно распорядиться заработанной за предыдущие пару лет маржей.

Законодательство, регулирующее фармацевтическую отрасль Украины, больше помогает или мешает развитию?

Е.Л.: Законодатель в целом избрал правильный вектор развития: движение в сторону внедрения европейских директив. Яркий пример — практически дословная имплементация в национальное законодательство "Технических регламентов ЕС по изделиям медицинского назначения".

Однако, как это часто случается в нашей стране, проблемы начинают проявляться там, где пересекаются интересы потребителя и крупного бизнеса

Так, крупные украинские производители лекарственных средств приемлют не все европейские инициативы. Дело в том, что имплементация европейского законодательства, в том числе, позволит уменьшить стоимость импортных продуктов (ввиду упрощения процедур регистрации и ввоза), что не лучшим образом может отразиться на продажах локальных производителей. Но я придерживаюсь той точки зрения, что законодательство должно быть направлено не на удовлетворение интересов владельцев бизнеса, а на обеспечение украинцев качественным и доступным лечением.

Л.Б.: Важно, чтобы законодательные инициативы правительства (а фактически отмена регистрации лекарств, уже прошедших аналогичную процедуру в ЕС и США) были осознанными. Предполагается, что для иностранных производителей возможность упрощенной регистрации будет привлекательным фактором для входа на рынок Украины. При этом появление нового лекарственного средства, содержащего молекулу, которой раньше не было в нашем государственном реестре, безусловно, откроет доступ пациентам к новым стандартам лечения.

Но это должно быть возможным только для тех производителей, которым разрешена продажа лекарств в ЕС и США. Ведь не секрет, что у многих мировых компаний производственные площадки, расположенные в разных странах, имеют разный уровень соответствия GMP, поэтому и продукция, которая на них производится, может иметь разное качество.

Нельзя допустить попадания в Украину по упрощенной процедуре продукции, которая может быть и зарегистрированной в странах со строгой регуляторной политикой, но для продажи не в этих странах (США, Канада и другие), а в странах третьего мира.

Необходимо проверять все импортируемые в Украину лекарства, проводить полный анализ их качества при ввозе, а также инспектировать производственные площадки на соответствие требованиям GMP

Какие еще риски существуют на украинском фармрынке?

Е.Л.: Риски, которым подвержены игроки фармрынка, по сути являются общими для всех предпринимателей в Украине. В первую очередь, это нестабильность национальной валюты, что ведет к неконтролируемым ценовым колебаниям. Кроме того, непоследовательность органов надзора в формировании правил игры на рынке. Речь идет, прежде всего, об Антимонопольном комитете Украины, деятельность которого вызывает массу вопросов у иностранных компаний.

К сожалению, орган все еще сохраняет статус "карательного", вместо того чтобы быть регулятором и гарантом здоровой конкуренции

Также стоит отметить, что налоговики критично относятся к некоммерческим представительствам, особенно в фармсекторе. При проверке таких организаций фискальные органы довольно часто пытаются доказать их коммерческую деятельность, чтобы начислить дополнительные налоги и штрафы.

Л.Б.: Основные риски связаны с последними законодательными изменениями. Конечно, отмена регистрации новых импортных лекарств может быть стимулом для отечественных производителей к созданию генерических версий таких продуктов. Однако важно понимать и то, что Украине будет сложно стать мировым игроком в неравных условиях, ведь западные страны аналогичных ответных норм не принимают и ввоз украинских препаратов на рынки ЕС и США без регистрации или по сокращенной процедуре невозможен.

Несмотря на то, что украинский рынок растет достаточно динамично, западные рынки фармпрепаратов опережают нас на много лет вперед. Как вы считаете, что бы нам стоило у них позаимствовать?

Е.Л.: Главным отличием европейского рынка от украинского является наличие в Европе так называемого state reimbursement: частичной или полной компенсации государством стоимости тех или иных лекарственных средств для потребителя. Также в Украине не урегулирован вопрос референтного ценообразования. Причем попытки применить этот подход к ценообразованию, в том числе и из-за крайне низкого уровня организации финансовых процессов на самих фармпредприятиях, был вскоре отменен. Референтное ценообразование позволяет устанавливать справедливую цену на лекарственные средства, которые закупаются за государственные средства путем сравнения цен с соседними странами. Надеюсь, что украинские фармкомпании наконец упорядочат свою бухгалтерию и к этому разговору можно будет вернуться. Вернуться, но уже с государством.

Многие украинские фармкомпании выстраивали свои бизнес-процессы при совершенно другой структуре рынка. Видите ли вы сейчас необходимость в изменении бизнес-процессов, и если да — то каким образом?

Е.Л.: Действительно, многие фармкомпании сохранили достаточно громоздкую управленческую структуру. Кроме того, далеко не всегда обладают нужным набором специалистов, или у существующих специалистов — достаточная квалификация. Я говорю в первую очередь не о производстве, а об управлении финансовыми потоками компании, оптимизации процессов. Так что я рекомендовала бы нашим компаниям вспомнить о такой опции, как аутсорсинг.

Кстати, привлечением ресурсов на аутсорсинге всегда активно пользовались в Украине иностранные представительства, так как это позволяло им быстро привлечь специалистов, осведомленных о специфике местного законодательства, делового оборота и т.д.

Часто компания не нуждается в полноценном, штатном персонале во всех подразделениях из-за специфики задачи или попросту ввиду небольших объемов задач (юридическая поддержка, налоговое консультирование, бухгалтерия, HR и т.д.). На практике довольно распространенным является передача на аутсорсинг функции расчета заработной платы и администрирования кадров, полное ведение бухгалтерского учета и юридическое консультирование, поскольку передача этих функций на аутсорсинг позволяет сохранить конфиденциальность, избежать рисков налоговых штрафов и пеней, которые, как правило, берет на себя провайдер услуг.

Л.Б.: Когда в Украине появилась практика аутсорсинга, решили не рисковать. Мы — фармацевтическое предприятие, которое должно полностью контролировать все процессы. Сложно отдавать перевозки или ту же уборку на аутсорсинг, ведь требования в фармацевтике и условия, в которых мы работаем, отличаются от обычных.