CSV вместо КСО: идеи автора "Конкурентных преимуществ стран"

За что гуру в области устойчивого развития критикуют эту концепцию, а также концепцию корпоративной социальной ответственности, и что предлагают взамен

Шесть ведущих мировых лидеров-пионеров в сфере устойчивого развития были названы проектом Pioneers of Sustainability: Lessons from Trailblazers.

Ими оказались три известных специалиста- эксперта — эколог Пол Хоукен, Питер Сенге, основатель Общества организационного обучения, профессор Гарвардской бизнес-школы Майкл Портер и три CЕО — Ли Скотт из Walmart, Пол Полман из Unilever и Рэй Андерсон из Interface, недавно ушедший из жизни.

Авторами исследования стали Эллен Вейнреб, основатель Weinreb Group, и Джеймс Эпштейн-Ривз, президент Do Well Do Good. Первая компания занимается поиском руководящего персонала, специализирующегося на устойчивом развитии и КСО. Вторая — консалтингом по вопросам стратегий и коммуникаций в сфере устойчивого развития.

"Я был поражен тем, что каждый из этих пионеров-чемпионов обладает чертой, которой обычно не хватает в устойчивом развитии, — смелостью", — делится впечатлениями от общения с фигурантами исследования Джеймс Эпштейн-Ривз.

Общая характеристика пионеров-чемпионов устойчивого развития — они не распыляются по мелочам и сосредоточены на новых идеях, например таких, как устойчивая коммерция. Мало того — они имеют смелость продвигать революционные идеи.

Один из гуру, Майкл Портер считает, что если любой социальный вопрос или проблема приводят к росту затрат и снижению прибыльности компании, то это вызвано "целиком ущербным инстинктом".

Авторы исследования советуют тем, кто готов идти по их следам: "Бросайте вызов себе, коллегам, своей компании и тем бизнесам, с которыми взаимодействуете, чтобы достичь большего". И в заключении цитируют Ли Скотта. Экс-СЕО Walmart утверждает, что прийти к новому порядку вещей возможно только в том случае, если "начать двигаться вперед, невзирая на неопределенность".

Знакомим вас с одним из них — Майклом Портером, профессором Университета епископа Уильяма Лоуренса, Гарвардская бизнес-школа.

Идеи Майкла Портера

Невозможно работать в современном бизнесе, не используя по крайней мере одну идею Майкла Портера. Его принято считать одним из наиболее влиятельных бизнес-стратегов, и его взгляды уважают даже самые рьяные критики устойчивого развития.

В своем исследовании для книги "Конкурентные преимущества стран" Портер обнаружил, что страны, которые строго регулируют вопросы охраны окружающей среды, более конкурентоспособны, чем те, кто этого не делает.

В 2006 году Портер вместе с коллегой из Гарварда разработал концепцию создания коллективной ценности (creating shared value, CSV). В ее основе — идея о том, что конкурентоспособность компании и окружающих ее систем взаимозависимы. И если компании действуют учитывая эту взаимную зависимость, они могут создать ценность как для бизнеса, так и для общества. В конечном итоге это помогает вызвать "следующую волну глобального роста".

Портер считает, что создание коллективной ценности — более совершенный подход, чем корпоративная социальная ответственность (КСО) и даже устойчивое развитие. "CSV — это фокус на возможности решения социальных и экологических задач, а не на затратах. Чем больше вы помогаете компаниям увидеть, что им нужно повышать продуктивность, эффективность и использование технологий, тем скорее получаемые результаты будут кардинально улучшены".

Портер утверждает, что развитие становится мейнстримом. Но при этом критикует запутанный понятийный аппарат, что ведет к ситуации, когда множество людей используют разные термины для описания одних и тех же понятий.

Что думают по поводу устойчивого развития остальные лидеры — участники проекта Pioneers of Sustainability, — в дальнейших публикациях на портале Delo.UA.

Подготовила Галина Петренко.

Источник информации: Marketing Media Review