Для строительства хранилища ядерного топлива нужно разрешение НБУ — "Энергоатом"

Для строительства Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива "Энергоатому" нужно внести аванс $11,7 млн зарубежной компании-застройщику. В связи с этим "Энергоатом" рассчитывает на разрешение НБУ совершить предоплату

НАЭК "Энергоатом" ожидает отдельное разрешение Национального банка Украины (НБУ), которое позволит предприятию осуществить авансовый платеж $11,7 млн в адрес Holtec International. Аванс необходим для начала реализации проекта сооружения Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ). Об этом сообщил президент "Энергоатома" Юрий Недашковский

"На этом этапе нам необходимо только сделать авансовый платеж $11,7 млн. У нас эти деньги есть, они зарезервированы. Сейчас другая проблема: принято постановление Нацбанка, которое запретило делать авансовые платежи. Мы сейчас с Нацбанком работаем, предоставили им все обоснования и ожидаем выхода постановления, которое сделает исключение для "Энергоатома", — рассказал Недашковский во вторник.

По его словам, такое же отдельное постановление НБУ есть и для "Нафтогаза Украины", который осуществляет предоплату за поставки природного газа из РФ и Европы.

"После того как мы сделаем этот авансовый платеж, а на этот год у нас все финансово обеспечено, у нас стартуют все работы", — добавил Недашковский.

Напомним, НБУ с 24 февраля ввел ограничения авансовых платежей по импортным контрактам на сумму свыше $50 тыс.

"Энергоатом" с целью сокращения расходов, связанных с обращением с ОЯТ, в 2003 году объявил международный тендер по отбору компании для создания в стране ЦХОЯТ сухого типа для топлива с трех АЭС. Победителем тендера в конце 2005 года была признана Holtec International. В то же время Верховная Рада приняла закон о сооружении ЦХОЯТ лишь в феврале 2012 года, а вопрос отвода земли для объекта был решен лишь в апреле 2014 года.

Дополнительное соглашение к контракту по строительству ЦХОЯТ "Энергоатом" и Holtec подписали в июне 2014 года. Документ подтверждает возобновление работ по контракту 2005 года в части разработки проекта. Приступить к этому этапу позволило постановление Кабинета министров, который под реализацию проекта выделил два земельных участка общей площадью 45,2 га в зоне отчуждения Чернобыльской атомной электростанции.

В октябре 2014 года "Энергоатом" подписал договор с ПАО "Киевский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Энергопроект" стоимостью 20 млн 11,728 тыс. грн (с НДС) на разработку проекта и рабочей документации сооружения ЦХОЯТ для реакторов ВВЭР АЭС Украины. Проектно-изыскательские работы должны быть выполнены до 31 января 2016 года.

Разработанное "Энергопроектом" технико-экономическое обоснование предусматривает проектную вместимость ЦХОЯТ в 16,53 тыс. отработавших тепловыделяющих элементов, в том числе 12,01 тыс. — с блоков ВВЭР-1000, 4,52 тыс. — ВВЭР-440. При этом емкость пускового комплекса составляет 3,62 тыс. сборок, в том числе 2,51 тыс. — с ВВЭР-1000.

"Энергоатом" и Holtec в январе 2015 года в Брюсселе подписали еще одно дополнительное соглашение к контракту, согласно которому проектирование и строительство хранилища будет осуществлять НАЭК, а поставки специального оборудования и технологий для сухого хранения ОЯТ и его транспортировки — Holtec.

В конце января 2015 года "Энергоатом" подписал с Holtec договор на разработку и внедрение модификации технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) стоимостью $299 млн 971,038 тыс. (без НДС).

Предполагается, что в 2015-2017 году будет осуществлено проектирование и сооружение хранилища, поставки оборудования и технологий Holtec и введение хранилища в эксплуатацию. В целом до конца 2020 года Holtec поставит для ЦХОЯТ 94 системы хранения ОЯТ, дальнейшее их производство будет осуществляться в Украине.

Сооружение ЦХОЯТ позволит НАЭК значительно сократить расходы, связанные с обращением с ОЯТ, которое в настоящее время большей частью вывозится на временное хранение в РФ. ОЯТ с шести энергоблоков ВВЭР-1000 Запорожской АЭС не вывозится в РФ, а хранится в пристанционном ХОЯТ сухого контейнерного типа (СХОЯТ), введенном в эксплуатацию в 2001 году.