Доллар "убил" серый импорт — глава "Canon Украина"

Как валютная нестабильность отражается на работе Canon в Украине, какой стратегии компания будет придерживаться в 2015 году и почему курс доллара помог победить серых импортеров, в интервью Delo.UA рассказал генеральный директор "Canon Украина" Ярослав Беляев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Насколько из-за кризиса упал рынок фотокамер в Украине?

Внешние условия накладывают свой отпечаток на покупательную способность населения и, соответственно, на продажи. В целом рынок сжался в два раза.

А как сегодня обстоят дела с серым импортом?

Эта была серьезная проблема для Canon в Украине год назад. Сегодня она менее заметна по двум причинам. Первая — рынок становится более организованным и теряется смысл в продаже серой техники. У серых импортеров пропали объемы, на которых они зарабатывали достаточно большие деньги, чтобы оправдывать риск и иметь возможность заплатить налоговой милиции, полиции и таможенникам. Второе — появился фактор под названием "нестабильный курс доллара". Привезти партию с маленьким объемом продукции, не зная, какой будет курс, стало слишком рискованно. Поэтому практически все серые импортеры отказались от этого.

У конкурентов более плачевная ситуация, так как контрабандистам помогает "северный сосед". Товар покупается в рублях, которые подешевели в два раза, но производитель не поднял цену на уровень девальвации. Камера в рублях стала намного дешевле, чем в Европе. Поток пошел. В этом случае большая разница в курсе дает заработать даже на маленьких объемах.

Какие модели камер в связи с кризисом вы продвигаете в первую очередь?

Продвигаем абсолютно всю линию камер, но популярность моделей сегодня зависит не столько от нас, сколько от покупательской способности и настроения потребителей.

Камеры уже не могут соревноваться со смартфонами?

Да, это самые дешевые компактные камеры, которые еще называют "мыльницы". Они на рынке по своей разрешающей способности и по потребительским качествам уже наравне со смартфонами. Зачем потребителю покупать камеру и иметь два гаджета, если телефон уже может совместить эти функции? Сегодня, чтобы выкладывать фотографии с отдыха в Facebook, достаточно мобильного телефона. Поэтому камеры в ценовом сегменте от 1200 — 1500 гривень заметно сокращаются.

Потребители будут отдавать предпочтение технике с возможностями, которых нет в смартфоне. Например, выезжающий Zoom и матрица, позволяющие фотографировать объекты на далеком расстоянии и с разрешением в условиях малой освещенности. В смартфонах установить серьезный выдвигающийся объектив пока не удается — нет места. Поэтому идет патентная борьба между универсальным устройством "все в одном" — смартфоном и фотокамерой.

Как поменялся спрос на дорогие профессиональные камеры?

Парк профессиональных камер в 2014 показывал хоть и не быстрый, но стабильный рост, а вслед за ростом парка камер рос и уровень обслуживания. Логическим продолжением данной тенденции стал запуск программы CPS как ответ на растущее количество пользователей и растущие запросы по сервисному обслуживанию (12 марта компания "Canon Украина" представила свою программу информационной, диагностической и сервисной поддержки для профессиональных фотографов — Canon Professional Services (CPS) — прим. ред.).

Более дорогие модели фотокамер тоже конкурируют со смартфонами?

Я бы не назвал это конкуренцией, поскольку слишком уж разные весовые категории у соперников. С каждым поколением смартфоны дают более качественное изображение. Но смартфон — устройство небольшого размера, и камера, которая в 2-2,5 раза его толще, технологически пока просто не вмещается. Нет пока такого решения, которое бы вместило в него всю технологическую начинку камеры. Сделать фотографии — можно, а качественные фотографии с хорошим Zoom — нет.

Со скачком курса доллара пропали некоторые позиции на товары в магазинах. Ощутили ли вы повышенный спрос на свой продукт?

Да, конкретно у нас была такая ситуация. В конце года люди пошли в магазины тратить гривню, и нам не хватало товара. Такая проблема есть и сейчас, и связана она с последними административными рычагами, которые предпринял Нацбанк. Нам, как и большинству, стало сложно закупать валюту, поэтому импорт ограничен. Бизнес есть бизнес, за любой товар нужно платить деньги. Мы стали заложниками ситуации.

Какая у вас доля рынка в сегменте принтеров и копировального оборудования сейчас? Каковы планы до конца 2015 года?

В 2014 году наша совокупная доля по полноцветным и монохромным аппаратам составляет 33,4% всего рынка Украины. Знаково то, что в 2013 наша доля была 23,9%. Следовательно, мы выросли на 9,5%. В 2015 году мы ожидаем занять не менее 35% рынка.

Ваш прогноз на 2015 год: что позволит стабилизировать ситуацию на рынке?

В конце 2014 года мы были более оптимистично настроены. Ожидали реформ, разрешения ситуации в макроэкономике, думали, что конфликт на востоке "заморозится". Стремительной девальвации гривни не ожидал никто, но это случилось. И жить оказалось немного сложнее. Однако, несмотря на все изменения, мы видим ряд радужных перспектив. Поскольку сложности уничтожают только слабых. Сильные же выходят более закаленными и окрепшими.

Вы прогнозируете, что рынок будет и дальше сужаться?

Все категории товаров электроники сильно истощаются, и тенденция идет даже не на стабилизацию, а на дальнейшее падение. Что говорить, если даже мобильные телефоны впервые начали "падать". Все продавцы электроники достаточно пессимистичны. Что мы можем делать в этой ситуации? Увеличить нашу долю рынка в категориях "принтеры" и "копировальное оборудование". Мы нацелены на работу в B2B сегменте. Это единственная стратегия, которую мы придерживаемся в 2014-м и 2015-м — увеличивать нашу долю рынка Украины.

Надеюсь, что к концу 2015 года рынок достигнет дна. Мы начнем набирать обороты и покажем рост. Но только при условии экономической помощи Запада, заморозки конфликта на востоке, стабилизации валют и проведения правительственных реформ, направленных на поддержку бизнеса. Такой себе стандартный набор "если". Вот когда все эти факторы сойдутся, компания будет с надеждой смотреть в ближайшее будущее.