Европейский опыт для монополий

О том, когда столица убедится в качестве проводимых "Киевэнерго" реформ, какова их природа и цели, ТОП-100 рассказал Александр Фоменко, генеральный директор ПАО "Киевэнерго".
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Последние два года столичный энергохолдинг "Киевэнерго" осваивает тонкости клиентоориентированности, что особенно важно в процессе изменения системы дистрибуции теплоэнергии с b2b на b2c. Цель преследуется амбициозная — стать лучшим в Украине оператором сетей тепло- и электроснабжения.

Естественная монополия, как в случае с "Киевэнерго", в украинских реалиях крайне редко озабочена качеством предоставляемых услуг. Почему было принято решение о новом векторе развития?

Исторически сложилось так, что монополия — это плохо. Потому что клиент не имеет права выбора. В Украине считается, что монополисты (а вся энергетика является естественной монополией) не уважают клиента, поэтому клиент их тоже не уважает. Отсюда и предвзятое отношение.

По сравнению с коллегами-монополистами, 1"Киевэнерго" — уникальная компания. Мы отвечаем за три социально важных продукта для столицы: электроэнергию, тепло и горячую воду. До июля прошлого года (изменилось законодательство, в связи с чем теплокоммунэнерго стали исполнителями услуг для населения. — ТОП-100) "Киевэнерго" продавало жителям напрямую только электроэнергию. Услугу центрального отопления и горячую воду мы продавали ЖЭКам, а они ее распределяли между жителями вверенных им домов. Но при этом мы не имели рычагов влияния на качество услуг и обслуживания. Законодательные изменения позволили работать непосредственно с потребителем.

Что из запланированного уже сделано, что предстоит осуществить?

Наша основная задача и, наверное, уже достижение — повернуться лицом к людям, создать удобную инфраструктуру, продукты, выстроить систему взаимодействия с клиентом.
Мы изучили опыт энергоснабжающих компаний европейских городов и наиболее прогрессивных коллег постсоветского пространства. Была разработана и внедрена программа клиентоориентированности. На сегодня имеем инфраструктуру центров обслуживания клиентов. Создали один из лучших в Украине call-центр, клиентский сайт, биллинговую систему, онлайн-сервисы.

Сегодня мы на переходном этапе. Есть инфраструктура, продукты, обученный персонал. Идет процесс шлифования, мы стараемся учитывать все ошибки, возникшие в ходе реализации программы. По моим прогнозам, на то, чтобы стать компанией №1 среди монополистов по качеству обслуживания клиентов, нам понадобится около трех лет.

Как политический и экономический кризис повлиял на ваши планы по развитию?

Сейчас вся украинская энергетика остро нуждается в реформах и инвестициях. Поэтому мы по-прежнему придерживаемся тех векторов развития, которые определили для себя в докризисное время. Мы инвестируем в генерацию и сети, развиваем персонал и внедряем инновации. За этим будущее.

В течение 2013-2014 годов "Киевэнерго" вложило в столичную энергетику почти 1 млрд грн. На ТЭЦ-5 мы установили последнее поколение швейцарского высоковольтного оборудования КРУЭ, которое позволило интегрировать столицу в объединенную энергосистему Украины и таким образом на 10% увеличить резерв мощности для покрытия растущего спроса на электроэнергию. На мусоропереработывающем заводе "Энергия" построили перемычку и направили вырабатываемое заводом тепло в теплосети. Зимой его достаточно, чтобы обеспечить горячей водой 200 многоэтажек.

Работаем над созданием корректной системы учета теплоэнергии. На сегодня почти половина домов в Киеве с приборами учета. Вместе со столичными властями рассчитываем за год-два оснастить ими все дома.

Также внедряем современную модель учета электроэнергии при помощи многозонных счетчиков с дистанционным снятием показаний. То есть потребитель может экономить деньги за счет большего потребления ночной электроэнергии, на которую распространяется дисконт 50-60%. А снятие показаний происходит в режиме реального времени автоматически. Привычные абонкнижки постепенно заменят счетами с указанными объемами потребления и суммами к оплате. Это европейская модель. В Киеве на такой учет уже переведено 65 тыс. квартир, в этом году планируем поставить еще 10 тыс.
Взятый курс на энергоэффективность позволит максимально снизить потребление дорогих ресурсов, в частности газа, стоимость которого ежегодно значительно индексируется.
В 2015 году инвестиции в теплообеспечение, генерацию, дистрибуцию электроэнергии составили более 0,5 млрд грн. Основные направления: обновление имеющихся основных фондов, увеличение мощностей и применение энергосберегающих инновационных технологий.

Вы упомянули о дорогостоящем газе. Как идет подготовка компании к новому отопительному сезону с учетом прошлогоднего опыта?

Отопительный сезон 2014-2015 годов стал самым сложным для всей страны за время независимости. Мы работали в условиях жестких лимитов газа и острого дефицита энергоносителей. Угроза веерных отключений электричества в столице из-за нехватки мощности была реальной всю зиму. Я считаю, мы справились: город перезимовал в тепле и со светом.

Со дня окончания отопительного сезона мы начали подготовку к будущей зиме. Проводим ремонт оборудования, продолжаем реконструкцию и строительство. У меня нет сомнений, что мы войдем в следующую зиму максимально подготовленными. Конечно, газовая проблема остается, но комфорт, уют и надежность мы обязаны обеспечить.

Как вы стимулируете клиентов к энергосбережению и энергоэффективности?

Мы достаточно давно начали программу обучения клиентов энергоэффективности. Есть ряд социальных инициатив, которые направлены на увеличение осведомленностиклиентов о том, как нужно экономить. В частности, проект по зонному учету электроэнергии.
Также есть ряд инициатив по сокращению теплопотребления. Вы скажете, утепление домов — это дорогое удовольствие. Но ведь необязательно проводить комплексную термосанацию домов прямо сейчас. Можно застеклить разбитые окна в подъездах, утеплить крыши и подвалы. При относительно небольших затратах это даст энергосберегающий эффект.

Каковы ваши прогнозы по изменению энергопотребления?

В ближайшие 5-7 лет рост потребления электроэнергии в Киеве составит 4-5% в год. В основном это связано со строительством жилья, бизнес-центров, торговых сетей. Спрос будут формировать преимущественно новые клиенты, тогда как существующие будут сокращать потребление за счет энергосбережения.

По теплу дальнейшего роста мы не видим. В Киеве максимальное потребление теплоэнергии уже достигнуто. В перспективе даже не исключаем его снижение, потому что интенсивность энергосбережения существующих объектов намного выше, чем рост потребления за счет нового строительства.

Тарифообразование для монопольных предприятий — прерогатива государства. Как вы оцениваете правительственные инициативы по повышению тарифов?

Тариф должен быть как минимум окупаемым. Государство взяло курс на экономически обоснованные тарифы. С точки зрения стратегии это правильно. Энергоснабжающие компании получают возможность развиваться и повышать качество услуг, а клиент задумывается о том, как экономить. Принцип, когда одни делают вид, что оказывают услугу, а другие делают вид, что платят, уже не работает.

Априори на тепло- и электроснабжающие компании возлагается большая социальная ответственность. Вся страна переживает непростые времена, и в этих условиях мы должны не только стабильно обеспечивать столицу энергией, но и развиваться. Потому что энергетика не прощает простоев.

Материал опубликован в журнале "ТОП-100 Лучшие топ-менеджеры Украины"