Гендиректор "Метинвеста" о возмещении НДС, дивидендах, дефолте и ренте на добычу руды

Задолженность государства по возмещению НДС предприятиям "Метинвест Холдинга" в 2015 году увеличилась до 3,5 млрд грн, дефолт является техническим, при этом акционеры финансово поддерживают компанию

Генеральный директор ООО "Метинвест Холдинг" Юрий Рыженков в ходе Национального экспортного форума рассказал об основных сложностях, с которыми сегодня сталкивается компания. Delo.ua приводит основные тезисы топ-менеджера крупнейшего украинского горно-металлургического холдинга.

О возврате НДС экспортерам

Очень многое зависит от бизнес-климата внутри страны. Тут мы возвращаемся к таким вещам, как фискальная политика, в том числе выполнение тех фискальных правил, которые у нас есть. Я намекаю на своевременный возврат НДС экспортерам.

Задолженность по НДС подтверждена и нами, и государством — это порядка 3,5 млрд грн. К сожалению, пока мы не видим серьезного прогресса. По итогам предыдущего года задолженность была порядка 2 млрд грн. После этого у нас были определенные возмещения, но мы продолжаем работать и экспортировать. И объем возмещений не покрывает объем НДС, который возникает. Это достаточно сложная для нас ситуация, поскольку экономика компании строится на предположении, что законы в стране работают, что НДС в стране возмещается своевременно. Сейчас у нас задержка с платежами (кредиторам — ред.) порядка $113 млн. Долг государства только по НДС по сегодняшнему курсу — более $150 млн.

О дефолте

Это все-таки не дефолт, а так называемый ограниченный дефолт, как его назвал Fitch, либо технический дефолт, как называют некоторые эксперты. Проще говоря, мы сделали публичным тот факт, что мы с нашими кредиторами находимся в диалоге по реструктуризации долга. Этот диалог идет с августа прошлого года. Думаю, что мы достигнем какого-то общего решения, которое мы сможем воплотить в жизнь.

Мы также анонсировали период времени, который нужен для достижения взаимопонимания с нашими кредиторами до конца этого года. Все наши кредиторы это понимают, они также понимают, что компания находится в экономически нормальном состоянии, все наши предприятия продолжают работать, продолжают экспортировать продукцию. Да, есть сложности, связанные с военной ситуацией на востоке Украины. Да, есть сложности с доступом к финансовым рынкам. И эти сложности, наверное, основная причина, почему мы находимся в этой ситуации. В любой другой ситуации, если бы был доступ к внешним рынкам заимствования, такая компания, как наша могла бы спокойно перекредитоваться. К сожалению, на сегодня внешние рынки для нас закрыты.

О выплате дивидендов

Что касается дивидендов, то я хочу напомнить, что это дивиденды за 2013 год. Поэтому не совсем корректно связывать две темы вместе (состояние дефолта и выплата дивидендов — ред.), тем более что в прошлом году компания погасила более $1,5 млрд внешних заимствований и инвестировала в развитие более $800 млн. В конце концов давайте также вспомним о том, что львиная доля этих дивидендов была внесена акционерами в компанию в качестве кредита, который помог пройти наиболее сложные этапы проблем с ликвидностью.

О транспортной инфраструктуре и железной дороге

Инфраструктура, к сожалению, в этом году, как и в прошлом, была задета боевыми действиями. Здесь нужны очень серьезные усилия государства, чтобы вовремя ее восстановить.

По поводу железнодорожных перевозок. За последний год уже было два повышения (тарифов — ред.). Я не хочу спекулировать на том, сколько потерял на этом "Метинвест". Нужно смотреть на то, как сбалансировать "Укрзализныцю", у которой проблема не из-за того, что низкий тариф, а из-за того, что падают объемы перевозок. Я бы в первую очередь призвал Министерство инфраструктуры, руководство УЗ сосредоточиться на нормальном функционировании компании, нормальном функционировании инфраструктуры, скорейшем ее восстановлении там, где она была повреждена. Мы со своей стороны готовы делать все, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок.

О ренте на добычу железной руды и убыточности ГОКов

Первый квартал прошлого года цена концентрата была более $120 за тонну. Рента на тонну составляла порядка $1. Сегодня произошел страшный обвал цен на руду. Сегодня цена: от $47 до $50, а рента после всех повышений порядка $3.

Если говорить цифрами, наши горнорудные активы сейчас балансируют на точке безубыточности, они в шаге от того, чтобы стать убыточными. Любое движение на внешних рынках или повышение тарифов на железнодорожные перевозки — и серьезная доля горнорудных активов Украины станут убыточными.

Об экспорте металлопроката

Украина — уникальная страна. Она чуть ли не единственная в мире, где собственная металлургия производит 80-90% продукции на экспорт. Это на самом деле неправильно. Металлургия должна работать на внутренний рынок, в Украине должны создаваться товары с более высокой добавленной стоимостью. И вот их уже нужно экспортировать. А еще лучше — экспортировать высокотехнологичные услуги, высокотехнологичное оборудование.

О влиянии АТО на работу с иностранными подрядчиками

Обычно наши поставщики, наши иностранные подрядчики следят за страховыми компаниями. Если страховая компания запрещает ехать в какой-либо город, то очень сложно работать по проектам. Сегодня неблагополучная ситуация не только в таких городах, как Енакиево, Мариуполь, но и в таких городах, как Запорожье, Днепропетровск. Западные страховые компании считают, что иностранцам туда небезопасно отправляться. В то же время у нас есть долгосрочные контракты и партнеры, с которыми мы продолжаем сотрудничество. Находим пути для продолжения контрактов. Например, продолжают работать румынские подрядчики на ЕМЗ в Енакиево. У нас есть взаимопонимание с немецкими поставщиками, как производить настройку путем обучения наших специалистов в Германии, которые после этого смогут на месте монтировать и запускать оборудование.