Глеб Загорий: Как из обычной семьи создать бизнес-династию

Народный депутат и генеральный директор фармацевтической фирмы "Дарница" на Business Wisdom Summit 2016 поделился опытом, как, получив бизнес из рук отца, не потерять его, а, наоборот, приумножить
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Мне 40 лет и я всю жизнь провел на "Дарнице". Моя семья владеет этим предприятием, я являюсь представителем второго поколения. У моего отца, как принято было говорить, было трое детей: я, моя сестра и "Дарница". Сегодня мне не стыдно за то, как я приумножил состояние семьи. У меня есть тарелка, которая сопровождает меня всю мою сознательную управленческую жизнь. Она сделана в 1930-е годы на знаменитом Ленинградском фарфоровом заводе, написано на ней "Благословен труд свободный" — это, собственно, те слова, которые мы вкладываем в философию семейного бизнеса. Когда мне приходилось нанимать представителей топ-менеджмента, в конце основного интервью, когда нужно было принимать решение, я показывал эту тарелку и спрашивал: "Разделяете ли вы те принципы и понимаете ли те слова, которые написаны на этой тарелке?" Чаще всего люди говорили "да". В какой-то момент я приглашал к себе тех же людей и проверял, помнят ли они, что там написано, и главное - не изменилось ли их понимание. Если я чувствовал, что изменилось, мы прощались. Почему эти три слова? Потому что тремя ногами, на которых стоит семейный бизнес, являются семья, труд и свобода. Модель семейного бизнеса является самой древней и по некоторым параметрам самой эффективной моделью ведения хозяйственной деятельности до сих пор. Всем известны такие фамилии как Морган, Ротшильд, Крупп, такие компании как Sony, Samsung, Prada, BMW — все это ярчайшие представители семейного бизнеса. В США 90% компаний среднего и малого бизнеса являются семейными. В Финляндии 90% компаний с количеством сотрудников до 20 человек - семейные. 80% всех промышленных предприятий Германии - семейные. Италия - страна, которая стоит на основах семейных традиций, там 94% предприятий, зарегистрированных в реестре юрлиц, являются семейными. Это в какой-то мере наука: есть аксиомы, есть рисковые эксперименты, но этой науке никогда не научишься в университете. Я выделил семь советов, которые считаю важными, не только для ведения семейного, но и любого другого бизнеса.

1. Ответственность перед семьей
Обычную ответственность - за сделанную работу, ответственность перед коллективом - можно переложить, отложить, уехать от нее в отпуск. Ответственность перед семьей не позволяет этого сделать. Твои родные делегировали тебе лидерскую роль, обязанность заботы и защиты. Для молодого поколения ответственность перед семьей - это способность принять вызов.

Семейный бизнес связан с воспитанием, которое начинается не в университете, а в семье, основателем бизнеса. Мы жили в городе Лубны Полтавской области, и будучи 8-летним мальчиком я был выбран командиром октябрятских войск этого "здоровенного" города. За 2 недели до мероприятия я "на зубок" знал всю речевку, знал, что нужно дойти до командира дивизии, где встать. Но в день мероприятия, подходя к площади я стушевался, зажался, для меня это был, мягко говоря, стресс. Слава богу, рядом со мной оказался мой отец. Он сказал: "Сын, в этом городе знают нас, ты представляешь интересы семьи, ты не можешь сдать "на четверку."

2. Вовремя передать

Вовремя передать - это экзамен на зрелость. Но не на зрелость организационной структуры бизнеса, команды, которая уже добивалась успехов в прошлом, даже не на зрелость построенных бизнес-процессов. Это экзамен на зрелость семейной философии и тех ценностей, которые передаются из поколения в поколение. По статистике в 70% случаев основатели передают бизнес неудачно. В третьем поколении всего 10% наследников перенимают бизнес и дают ему новый рывок.

Отец меня всегда учил помнить, когда, как и с чем передавать. В возрасте 58 лет он передал мне бразды правления. У меня уже была 15-летняя карьера с самого низа до самого верха, но я понимал, что все равно это "на вырост". В тот же вечер отец меня добил окончательно: мы собрались семьей, чтобы отпраздновать это событие, он встал со своего места главы семьи и уступил его мне. С тех пор мне приходится сидеть на этом месте, а это значит, что не только в бизнесе мне приходится брать на себя ответственность.

3. Партнерство

Мы партнерство определяем как мудрость поколений. Очевидно, что молодое поколение обладает энергией, знаниями. С другой стороны, старшее поколение обладает опытом и мудростью. Основная задача сегодняшних бизнес-династий (это секрет, сложенный из десятилетий общения с представителями этих династий за пределами страны) — сократить приход мудрости молодому поколению. В 65-70 лет человек обладает опытом, но как получить эту мудрость в 40-летнем возрасте? Как старшему поколению увидеть задатки мудрости в молодых?

Богатство для нашей семьи определяется не количеством денег на расчетном счету, не количеством активов, которые пополнили наш баланс за последний период, даже не сбережениями.

Богатство определяется временем, которое старшее поколение, отойдя от активного управления, может позволить себе наблюдать, как бизнес приумножается.

4. Не бояться падать

В последнее время меня вообще не увлекают книги, которые рассказывают об историях успеха компаний, семей, поколений или отдельно взятых личностей. Они для меня шаблонны. Это истории движения из точки "0" в точку успеха. Меня увлекают истории о подъеме, падении и способности снова подняться. Отец мне говорил учиться на собственных ошибках и на ошибках умных людей.

Для меня в свое время отец приготовил испытание продажей. Как я уже сейчас понимаю, это была четко спланированная театральная постановка авторства смелого, рискованного и абсолютно уверенного в себе человека. В 2009 году, после попытки рейдерского захвата нашего бизнеса со стороны группы "Приват", мы потеряли темп развития, потеряли рыночные позиции, в конце концов мы потеряли доверие покупателей - все усилия были направлены на борьбу, чтобы не потерять то единственное, что у нас есть. В этот момент находятся компании (и их много), которые действуют по прямой рекомендации инвестбанкиров.

У нас тоже появились предложения от таких компаний, и одна из них по каким-то причинам смогла войти в доверие, в том числе, к отцу. В данном процессе я был уполномочен от имени семьи пройти весь путь аудита и подготовки к продаже. Финал в виде подписания должен был состояться в Лондоне. Я улетел в Лондон, прошел все юридические процедуры, но в момент, когда я должен был поставить подпись, по какой-то причине я попросил паузу. Спустился покурить, и не докурив сигарету, позвонил отцу и сказал, что сделки не будет. Потом сказал, что сделки не будет потенциальным покупателям, чем поверг их в состояние паники и непонимания. В тот момент мне пришлось вспомнить, как меня воспитывали, для чего готовили, что передали и как я должен оправдать все это своими результатами. Я прошел это испытание и уверен, что больше никогда не войду в такое состояние.

Мы не намерены продавать свой бизнес.

5. Делиться успехом

Многие благотворительные программы в мире инициированы семейными фондами. Очевидно, что они обладают накопленными состояниями поколений, но дело еще и в том, что именно семейные фонды способны передать кроме денег свою философию, ценности и опыт. Мы тоже приняли решение создать благотворительный фонд семьи Загорий. Как сказал дореволюционный украинский сахарозаводчик Евгений Чекаленко: "Любить свою страну и землю может каждый до глубины сердца и души - это понятно. Попробуй любить свою страну до глубины собственного кармана."

6. "Нет" накопительству

Деньги должны работать, их нужно вкладывать в страну, деньги должны инвестироваться в создание рабочих мест, реализацию социальных программ. Мы за последние 15 лет вложили $200 млн в активы предприятия. Мы уникальны в том, что никогда не имели банковских кредитов и долгов. Когда представилась возможность приобрести один из фармацевтических активов в Украине, мы единственные прошли по критериям государственного конкурса, потому что единственные смогли доказать легальность денег на счетах. Мы всегда готовы покупать.

7. Экономический патриотизм

Экономический патриотизм позволяет человеку гордиться тем, что он делает, если он выходец из семейного бизнеса. Одна семья делает лекарства, другая - продукты питания, третья - еще что-то. Ты на подсознательном уровне для себя определяешь высочайшую степень доверия к этому продукту, потому что это сделано семьей.

Мне недавно попал в руки тизер новой модели Volvo, он был привычно составлен, но меня поразило, что там написано не "сделано в Швеции", а "сделано Швецией". Это значит, что туда была вложена культура, традиции и история именно шведского народа. Это максимальная степень доверия. Я мечтаю о том, чтобы в Украине было огромное количество предприятий - у нас нет другого выхода, как бы ни убивалась эта культура Советским союзом. И чтобы на произведенных товарах было написано "Made by Ukraine".