Гостиничный рынок Украины, достигнув дна, начал оживать

Отельный бизнес Украины переживает самые тяжелые времена за последние 20 лет. На протяжении 10 месяцев рынок испытывал постоянный и стремительный спад. Но достигнув дна, отельеры надеются вскоре от него оттолкнуться

Обострившийся политический и экономический кризис и военные действия на востоке страны привели к многократному снижению туристического потока как из-за рубежа, так и внутри Украины. Собственники отелей еще в декабре 2013 года начали сокращать затраты и всячески экономить чтобы выжить, потому что повлиять на увеличение числа клиентов в нынешней ситуации стало практически невозможным. Delo.UA пообщалось с управляющим отельного комплекса Интурист-Запорожье Максимом Ванат о том, на что надеются украинские отельеры.

Максим, расскажите, какая загрузка отелей была в течение 2014 года и как обстоят дела на данный момент?

Последние несколько лет конкуренция на рынке отелей по всей Украине значительно выросла, при том, что загрузка в среднем по Украине не превышала порог в 60%. То есть, этот показатель считался более чем позитивным. Цены держались на уровне прошлых лет или были незначительно снижены.

Со второй половины 2012 года загрузка отелей упала, и весь последующий период только снижалась, с небольшими всплесками в высокие периоды. Основная волна кризиса началась в декабре 2013, так как трудно было объяснить иностранцам, туристам и бизнесменам, что волнения в Киеве не захлестнули весь город, и что за пределами Майдана была абсолютно спокойная и размеренная жизнь. Туристические потоки прекратились сразу. В регионы в том числе, потому что большинство туристических групп пребывают в Украину и перемещаются по стране именно с отправной точкой из Киева. Бизнес в застое, промышленные предприятия балансируют на грани, инвесторы затихли, деловых поездок минимум и бизнес-отели мгновенно на себе это почувствовали.

Если оценить падение в абсолютных цифрах, то сколько потеряли вы и бюджет?

Если сравнить период май-июнь 2013 и 2014 годов, то спад очевиден. По данным Главного управления Миндоходов в Запорожской области, в 2013 году за этот период в бюджет поступило 179,87 тыс. грн, а в 2014 — 148,89 тыс. грн, что на 25% меньше прошлого года. Из них поступления именно по городу в прошлом году за тот же период составили 28,19 тыс. грн, а в 2014 — всего 4,72 тыс. грн, что составляет лишь 16% от прошлогоднего показателя. Общий показатель по области "вытянул" лишь возросший спрос на Азовское побережье, в связи с закрытием крымского направления и внутренней миграцией с востока Украины. Из этих данных выводится ясный вывод о снижении загрузки отелей города.

Тем не менее, период с сентября по декабрь считается высоким сезоном для бизнес-отелей, и сейчас рынок немного оживился. Невозможно что-то прогнозировать. Остается только надеяться, что кривая теперь будет идти только вверх.

Какой период был самый тяжелый?

Период с начала активных военных действий на востоке Украины, т.е. с конца апреля. Первая половина лета ознаменовалась антирекордом по загрузке, особенно в Запорожье, потому что мы практически прифронтовая область. В июле ситуация немного изменилась. Все благодаря внутренней миграции, в основном с востока страны, когда люди начали переселяться, кто-то останавливался на длительный период, кто-то на несколько дней и уезжал дальше вглубь Украины, крупные компании с Донбасса переводили свое производство и штат и временно заселяли работников в отели.

Повод, конечно, абсолютно негативный, но нам он дал возможность выжить, при том, что понимая безвыходность ситуации для всех сторон, тарифы на проживание были установлены рекордно низкие. При этом рынок теневых услуг по краткосрочной и долгосрочной аренде квартир свои цены поднял в 1,5 — 2 раза в связи с возросшим спросом. Если раньше 2-комнатную квартиру в Запорожье можно было снять за 2-2,5 тыс. грн, то в июле-августе цены выросли до 3-3,5 тыс. грн за жилье такого же качества. Таким образом, кто-то платит налоги и ищет способы выжить, а кто-то банально наживается, находясь вне сферы государственного регулирования.

Какая нынешняя ценовая политика отелей?

Цены значительно снизились, причем в отелях категории 4* и 5* иногда можно получить цену, с которой не сможет конкурировать даже отель 3*. Хотя зачастую официальный прайс ничем не отличается от прошлогоднего. Если раньше все международные сетевые отели были привязаны к курсу евро и ставили соответствующие цены, то большинство стало отказываться от этой привязки и опираться на цены в гривневом эквиваленте. Так как курс вырос в 2 раза, а командировочные путешественникам выдаются в тех же объемах, если не меньше. Ведь менталитет украинского бизнес-путешественника, да и многих иностранцев, не позволяет доплачивать за дополнительный комфорт из собственного кармана. Можно сказать, что в среднем цена упала от 10% в отелях нижнего ценового сегмента до 50% в премиум сегменте.

За счет чего еще, кроме вынужденных бизнес-туристов из Донецкой и Луганской областей, выживают отели?

Одним из первых методов при сокращении производства предприятия или того же отеля является сокращение персонала. Непопулярный метод, но его применяют. Но в основном снижают себестоимость номера. Убирают дополнительные услуги из тарифа, мини-косметику, завтрак, персонал переводят на неполную рабочую неделю, консервируют часть наименее востребованных номеров, чтобы экономить расход электричества и воды. Ну и, конечно, жесткая экономия энергоресурсов. Потому что львиная доля расходов отеля приходится именно на них.

Каковы перспективы отельного и туристического рынков Украины?

Все отельеры — оптимисты. Кризис заставляет искать пути выхода. Самое главное условие — мир в стране. Это повлечет за собой восстановление благоприятного инвестиционного климата, обеспечит безопасность путешествий по стране и вернет туристов. Есть такое мнение, что для Запорожья, например, ситуация на востоке страны может сыграть на руку, т.к. мы теперь имеем шанс стать главным промышленным центром Украины. Но все рынки взаимосвязаны, у нас все хорошо только тогда, когда в целом в стране все хорошо. Поэтому мы даже больше других хотим восстановления экономики, торговых связей и развития туризма. Потому что Украина все еще разнопланово интересна миру — и как бизнес-партнер, и как туристическое направление.