Грузите апельсины: как конкурируют грузоперевозчики на европейском рынке

Европейские автоперевозчики основной акцент делают не на стоимости автомобиля или расходе топлива. Главный показатель, по которому в последние годы конкурируют автопроизводители — совокупная стоимость владения

Пока в Украине идет борьба с перегрузами грузовых автомобилей и за повышение уровня их экологичности, в Европе на первые роли выходит вопрос рациональной эксплуатации автотранспорта. Это не просто сокращение расхода топлива или затрат на его обслуживание, а комплексное влияние нескольких факторов.

О том, как управляют грузовыми парками в Европе, Delo.UA узнавало у Renault Trucks Polska во время пресс-теста грузовика Renault серии T, слоганом для которого выбрана фраза "Грузовик — источник прибыли".

В странах Европейского Союза жестко регламентируются основные параметры движения автомобилей и условия работы водителей. Практически любое действие фиксируется системой телеметрии и хранится на индивидуальных электронных картах. В случае выявления нарушений, водителя и его компанию ожидают суровые штрафы вплоть до лишения прав и лицензий. Как результат, конкурировать по скорости или объему грузов, перевозимых за один раз, — практически невозможно. И скорость, и нагрузка — ограничены.

Поэтому главный конкурентный параметр транспортной компании — цена услуги, которую можно снизить за счет уменьшения затрат во время эксплуатации автомобиля.

В Renault Trucks Polska вывели структуру показателя Совокупной стоимости владения (TCO — total cost of ownership) грузовым автомобилем. Но с оговоркой, что она справедлива лишь в странах ЕС. Самые большие затраты приходятся на водителя — 34%, на втором месте топливо — 29%. Далее следуют административные расходы, сам автомобиль и его техническое обслуживание.

Для оптимизации каждого из этих пунктов в Renault Trucks разработали комплекс мер, которыми эксперты компании охотно делятся с клиентами. Особое внимание уделяется грамотным действиям водителя, которые ведут к снижению затрат дизельного топлива и износу расходных материалов.

Следует отметить, что Renault серии T оснащены моторами, соответствующими экологическим нормам Евро 6. То есть в них, кроме ДТ, используется мочевина, которую продают под коммерческим названием AdBlue (заправляется в отдельный бак автомобиля и подается в систему нейтрализации выхлопных газов, помогая эффективно дожигать оксид азота).

Во многих странах ЕС для автомобилей с такими силовыми агрегатами проезд по платным дорогам существенно дешевле.

Иногда стоимость 1 километра отличается в два раза, что стимулирует автовладельцев обновлять парк грузовых автомобилей. Ведь и в Европе до сих пор много транспорта, соответствующего экологическим нормам Евро 5 и даже Евро 4.

У водителей-испытателей Renault Trucks, которые демонстрировали возможности грузового флагмана французской компании, средний расход топлива при полной загрузке полуприцепа составил 28-29 л/100 км (это на 10-15% меньше, чем в машинах предыдущей модельной линейки). За счет чего достигается такой результат? За счет обновленной аэродинамики и грамотного использования вспомогательных электронных систем.

Даже если Вы заехали на немецкий автобан, то для грузовиков максимальная скорость все равно ограничена 90 км/ч. Именно от этого знания отталкиваются все рекомендации инженеров Renault. Если ты не можешь ехать быстрее, то важно сохранять равномерность движения с минимальным переключением передач и резких нажатий педалей. От этого зависит стоимость эксплуатации: расход топлива, износ деталей и другие составляющие показателя TCO.

В Renault серии T даже дизайн приборной панели разработан таким образом, чтобы помогать водителю. Так, часть шкалы тахометра выделена зеленым цветом — в этом диапазоне двигатель работает наиболее эффективно. Однако для удержания параметров автомобиля на нужном уровне в течение длительного времени человек, управляющий им, должен быть предельно сконцентрирован и внимателен. Но этого тяжело добиться после нескольких часов, проведенных за рулем.

С целью облегчения работы водителя в автомобиле есть несколько режимов автоматического контроля скорости движения. Адаптивный круиз-контроль (ACC), позволяющий при следовании за другим автомобилем, увеличивать и снижать скорость без нажима педалей газа и тормоза. Обычный круиз-контроль, в котором можно запрограммировать до трех значений скоростного лимита (например, для переключения режимов между ездой в городе и на трассе нажатием одной кнопки). Также имеется функция Optiroll, позволяющая экономить топливо при подъеме на гору и спуске с горы за счет автоматического изменения скорости до оптимального значения. Эта же система активизируется при равномерном движении по ровной трассе — грузовик, грубо говоря, движется по инерции.

Помощь водителю оказывают роботизированная коробка переключения передач и другие механизмы и автоматика.

Современный грузовик — это робот, который иногда знает о рациональном движении даже больше, чем человек, сидящий за рулем.

"У нас регулярно проходят соревнования среди водителей. Их действия фиксируются телеметрией автомобиля, и могут быть оперативно проанализированы. По итогам одного из упражнений выяснилось, что некоторые водители используют педаль тормоза несколько десятков раз, а другие — на этом же отрезке пути — более сотни! Каждое нажатие на педаль — повышение расхода топлива", — рассказал менеджер по маркетингу Renault Trucks Polska Марчин Маяк. Те, кто показывает худшие результаты, по итогам подобных соревнований должны переучиваться или искать новую работу. Учеба заключается именно в том, чтобы максимально полно усвоить возможности электронных систем и использования их на практике.

Но не стоит забывать, что в экстремальных условиях автомобиль все равно отключает помощников и передает управление человеку.