Им бы в небо: кому нужен конфликт вокруг аэропорта "Одесса"

Международный аэропорт "Одесса", третий аэропорт страны по объемам пассажиропотока, продолжает отвоевывать свое место под небом
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Последние несколько месяцев ознаменовались скандалом вокруг аэропорта "Одесса". Против инвестора воздушных ворот Одессы выступают активисты, заявляя, что тот не исполняет своих обязательств перед взятым в концессию объектом. Инвестор, что логично, утверждает обратное. Теперь конфликт вышел на уровень Министерства инфраструктуры. Активисты передали МИУ свои требования и получили в ответ обещание "обратиться к правоохранительным органам с просьбой дать надлежащую оценку фактам, описанным в заявлении от активистов".

Правда, в комментарии Delo.ua заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян признался, что не совсем понимает, чего активисты добиваются от МИУ. "Они требуют вернуть аэропорт в коммунальную собственность. Но это невозможно! Он и так в коммунальной собственности! Город принял решение о передаче терминалов в концессию инвестору, взлетно-посадочная полоса же осталась в госсобственности, так как она может находиться только в таком статусе".

Петр Липовенко, президент Ассоциации "Аэропорты Украины", подтверждает слова замминистра о том, что требования активистов непонятны. "По закону, весь аэродромный комплекс, в том числе и взлетно-посадочная полоса, может находиться или в коммунальной, или в государственной собственности. Реконструкцией взлетно-посадочной полосы заниматься должно государство, инвестор этого не может делать по закону. А после реконструкции все имущество аэродромного комплекса по-прежнему остается у государства", — говорит Липовенко.

Разбиваются о факты и многие другие претензии. Так, активисты утверждают, что инвестор не перечисляет деньги в горбюджет. Но согласно налоговой отчетности, отчисления в городской бюджет ООО "Международный аэропорт "Одесса" увеличились в 4,4 раза с 2011 года (т.е. с момента прихода инвестора). Так, в 2013 году общие отчисления МАО составили 32,4 млн грн по сравнению с 7,3 млн грн в 2010 году.

"Что же касается прибыли, то КП "Международный аэропорт "Одесса" находится на втором месте среди самый прибыльных коммунальных предприятий Одессы", — рассказывает директор департамента финансов Одесского городского совета Светлана Бедрега. Совокупная чистая прибыль после налогообложения по итогам 2013 г. составила 47,6 млн грн, что практически в 2,2 раза превышает аналогичный показатель за 2010 год — за период, когда в аэропорту присутствовало только коммунальное предприятие.

Единственное обязательство инвестора, которое пока остается действительно не выполненным, это строительство нового терминала. Но в "Одесса Аэропорт Девелопмент" уверяют, что в 2015 году новый терминал будет завершен — сооружение пассажирского терминала находится на завершающей стадии. После окончания кровельных работ строители приступят к остеклению фасада, монтажу внутренних сетей и оборудования терминала.

Но если требования по разрыву договора с инвестором будут удовлетворены, этого может и не случиться. "У государства нет средств на содержание аэропорта. А тем более на завершение строительства нового терминала", — признается депутат Одесского городского совета от партии "Родина" Александр Казарновский.

В то же время напомним, что ряд авиакомпаний открыли рейсы в Одессу именно под гарантии строительства нового терминала. "Только с начала 2014 года мы начали сотрудничество с 6 новыми авиакомпаниями. В их числе греческий "EllinAir", украинские перевозчики "Днеправиа", "Дарт", "Харьковские авиалинии".

Развитие маршрутной сети будет и в 2015 году — мы продолжаем переговоры с рядом европейских авиакомпаний. А вот уже с марта начинает полеты авиакомпания Австрийские авиалинии", — резюмирует Виталий Портянко, директор Международного аэропорта "Одесса".

СПРАВКА

"Международный аэропорт "Одесса" — совместное предприятие, созданное в ноябре 2011 года Одесским городским советом и частным инвестором "Одесса Аэропорт Девелопмент". Инвестор осуществляет управление аэропортом и финансирует строительство нового терминала аэропорта и инфраструктуры стоимостью $45 млн. Международный аэропорт Одесса относится к группе наиболее крупных аэропортов Украины и связан воздушными линиями со многими городами Украины, СНГ, а также странами Западной Европы, Азии, Африки.