Японский гуру менеджмента Казуо Инамори: «Предприниматели должны изменить принципы ведения бизнеса»

Японский гуру менеджмента Казуо Инамори: «Предприниматели должны изменить принципы ведения бизнеса»
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

– Господин Инамори, вы являетесь сторонником социальной ответственности предпринимателей. Разве это не роскошь в ориентированном на прибыль ХХІ веке?

– Безусловно, прибыли важны. Но в начале ХХІ века мы еще больше убеждаемся, что ресурсы на этой планете ограничены. Начался век, в котором мы должны развиваться в согласии друг с другом и окружающей средой. Я называю это столетием «умеренного роста».

– Что означает «умеренный рост»?

– Развитые страны с высоким уровнем жизни должны из этических побуждений ограничивать собственный рост. Они должны помочь развивающимся странам, чтобы дать возможность многим бедным людям начать лучшую жизнь.

– Не считаете ли вы, что ваш «умеренный рост» только усиливает тенденцию к перемещению рабочих мест во Вьетнам, Китай или Индию?

– В некотором роде, да. Решающее значение имеет то, что мы не должны переносить все фабрики в страны с низкой оплатой труда и таким образом уничтожать рабочие места в собственной стране. У моей компании Kyocera тоже есть два больших завода в Китае. Но мы стараемся не снижать уровень занятости здесь, в Японии, за счет производства продуктов high-tech с высокой добавочной стоимостью.

– Несут ли предприниматели национальную ответственность?

– Да. Менеджеры стали мыслить очень глобально. Мы называем это «транснациональными корпорациями». На самом деле, это фирмы без национальной принадлежности. Им все равно, где производить. Такая позиция должна измениться. Мы должны возродить ответственность перед обществом того региона, где размещается предприятие.

– Не противоречит ли такая позиция вашей ответственности как акционера?

– Нет. Возможно, Kyocera не всегда находится в центре внимания. Но мы существуем уже 47 лет и никогда не несли убытков. Акции растут очень хорошо, поэтому наши инвесторы нам доверяют. Я считаю, что им не нужны быстрая краткосрочная прибыль и громкие газетные заголовки. Они ценят тихий и спокойный менеджмент.

– Почему же японские топ-менеджеры отказываются обнародовать свои зарплаты?

– Японские компании опубликовывают сумму зарплат всего правления. Мы традиционно не говорим о деньгах или зарплатах. Это считается жадностью или хвастовством. Но в будущем все больше фирм будут публиковать зарплаты сотрудников. Кроме того, они смогут этим показать, что менеджмент не так уж и много зарабатывает.

– Ваша философия менеджмента известна как «менеджмент амебы», согласно которому каждое подразделение должно функционировать самостоятельно и успешно. Приемлем ли такой менеджмент в современном мире?

–Каждое подразделение должно приносить прибыль, но не за счет других. Отделы должны помогать друг другу и заботиться о вышестоящей цели — компании. Такой образ мышления действует и при перемещении производства за границу. Если вы строите фабрики в Китае, то не должны сокращать рабочие места в Японии. Как предприниматель вы должны заботиться обо всех. Иначе подразделения начнут бороться друг с другом.

– Экономически Япония остается страной номер один в Азии. Какую роль она будет играть в ХХІ веке?

– Мы являемся экономическим и технологическим лидером и должны играть ведущую роль, чтобы поддержать развитие Азии. Но по историческим причинам многие азиатские страны не желают видеть Японию в роли гегемона. Поэтому Япония должна быть осторожной и быть нацией, которая построена на достоинстве, человечности и сочувствии.