Как новый глава Госрыбагентства будет бороться с браконьерством и неконтролируемым промышленным выловом рыбы

Ярема Ковалив, глава Государственного агентства рыбного хозяйства Украины, рассказал Delo.UA, какие изменения планируются в работе ведомства и как агентство будет препятствовать незаконному вылову рыбы
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Вы занимаете пост руководителя агентства один месяц. Вероятно, работу на новом посту начали с аудита Госрыбагентства…

Первый месяц работы был посвящен изучению отрасли. Почему-то про рыбную отрасль вспоминают реже, чем про другие секторы АПК. Хотя сегодня она переживает одно из худших для себя времен, но все же имеет колоссальный потенциал для развития, в первую очередь за счет увеличения внутреннего производства.

Отрасль нужно реформировать. К этому процессу я привлек Общественный совет при Госрыбагентстве, куда входят более 50 общественных организаций, а общественные организации, не вошедшие в совет, но имеющие значительный опыт работы в отрасли, войдут в совет ветеранов при агентстве.

Всего в отрасли работают 25 тыс. работников, из которых около 5 тыс. работают на государственных предприятиях. Выловом рыбы занимаются около 800 субъектов хозяйствования, а рыборазведение осуществляют пять государственных рыбных заводов, которые отвечают за обновление и наполнение водоемов общегосударственного значения. Есть 136 предприятий по выпуску рыбных консервов и пресервов, 8 научно-исследовательских и проектных организаций.

Госрыбагентство ведет Реестр рыбопромысловых судов. Вылов рыбы сегодня осуществляют около 100 рыбопромысловых судов, а также более 5800 маломерных рыболовных судов.

11 судов Украины осуществляют промысел в водах мирового океана и территориальных водах других государств, и лишь одно из них вылавливает рыбу для компании "Антарктика", которая поставляется на украинский рынок под торговой маркой "Аквамарин". Плата за фрахт некоторых наших судов составляет от $ 40 до 60 тыс., что не соответствует конъюнктуре рынка. В ближайшее время мы будем пересматривать контракты на более выгодных для нас условиях.

Какой объем финансирования рыбной отрасли в этом году?

Всего на отрасль выделено 120 млн грн, и практически все деньги уходят на зарплаты. Небольшая часть выделяется на топливные ресурсы для Госрыбинспекции. С бюджета также выделяется на научные исследования 600 тыс. грн. Государство не обеспечивает работу Госрыбагентства на должном уровне.

Как вы собираетесь реформировать Госрыбинспекцию?

Реорганизация Государственной рыбной инспекции — это ключевая задача. Мы сейчас находимся на этапе обсуждения ликвидации старого коррумпированного органа и создания на его базе нового. Набирать сотрудников мы будем на конкурсной основе, на работу должны быть приняты люди, прошедшие специальное обучение и аттестацию. Если мы изменим принцип работы инспекции, мы получим не только эффективный инструмент контроля, но и сможем собрать реальные данные состояния отрасли, до этого сложно говорить о достоверности всех существующих данных.

Также мы хотим увеличить зарплату инспекторам, я убежден, что за 1500 грн невозможно честно работать, зарплаты необходимо увеличивать в разы.

Где вы собираетесь брать средства для увеличения заработной платы? И уверенны ли вы, что это действенный способ в борьбе с коррупцией?

В той же Госрыбинспекции работает много админперсонала. Штат инспекции необходимо оптимизировать через реформирование количества территориальных отделений. В результате реорганизации мы изменим структуру инспекции и перераспределим средства. Что касается того, можно ли так бороться с коррупцией, то я убежден, что большинство людей хотят работать честно, если поставить их перед таким выбором. Те, кто не согласен с этим рано или поздно будет уволен. Уже при мне было уволено несколько руководителей территориальных управлений в южном и восточном регионах.

Какие еще этапы предполагает разработанная вами реформа?

На самом деле, работа над реформами уже началась. Ее разрабатывают специалисты Госрыбагентства совместно с общественными организациями, МинАПК и международными экспертами. Параллельно с этим мы уже работаем над менее глобальными, но не менее важными направлениями, например открытие доступа ко всем информационным базам ведомства. Мы хотим сделать открытую и доступную информацию на нашем сайте в ближайшее время.

Также мы надеемся на сотрудничество с нашими западными партнерами, помощь сейчас нам нужна любая, как денежная, так и организационная. К примеру, сейчас мы ведем переговоры с Норвегией, которая может предоставить нам систему постоянного спутникового слежения за промышленными судами и ведения электронной системы промышленной отчетности, которая позволит отслеживать передвижение судов и вести электронный журнал вылова. Это гораздо облегчит работу Госрыбинспекции, которая сможет следить и за количество вылова, и за местом пребывания судов.

Промышленный вылов рыбы практически не контролируется, и это создает "серый" рынок. Как планируете с этим бороться?

По моему мнению, запрещать промышленный вылов не стоит, потому что любой запрет, в том числе и в этой отрасли, вызывает ряд вопросов: что делать людям, которые задействованы в этой отрасли? А их там тысячи. И все равно люди, которые занимались промышленной рыбалкой, будут продолжать это делать, только финансируя при этом местные органы власти. Она не решает проблему увеличения запасов рыбы. Поэтому я буду предлагать решать эту проблему путем ведения зон для промышленного вылова.

Кроме нелегального промышленного вылова, много украинцев занимается "бытовым" браконьерством. Как можно с этим бороться?

В год украинцы вылавливают 36 тонн рыбы из водоемов, по оценкам некоторых общественных активистов. В этом направлении мы должны работать над пропагандой ответственной рыбалки. Население необходимо учить, как правильно рыбачить, какую рыбу можно забирать домой, какую необходимо отпускать. Такие меры не могут гарантировать прекращения браконьерства, но могут значительно уменьшить его процент в общем вылове рыбы.

Какой срок реализации вашего плана реформ?

Я планирую реализовать основные направления реформ за 1,5 года, некоторые пункты можно осуществить уже в течение 3 месяцев.