Как работают металлургические предприятия Донбасса — стальной пульс АТО

Сложности на Донецкой железной дороге привели к очередным перебоям в работе металлургических предприятий Луганской и Донецкой областей. Delo.UA разбиралось, как за последние 2,5 года изменялась выплавка стали и чугуна в металлургии Донбасса и что ждет отрасль в ближайшие месяцы
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Экономика Донецкой и Луганской областей, да и Украины в целом, во многом зависит от работы промышленности. В частности от того, как бьются "стальные сердца" Донбасса. На территории региона расположены пять крупных металлургических предприятий, а также два электрометаллургических завода.

Начиная с лета 2014 года в работе каждого из них возникали ограничения, связанные с перебоями поставки сырья и энергоресурсов, сложностями вывоза готовой металлопродукции в порты Украины.

В большинстве таких случаев в 2014-2015 годах было три основных причины проблем:

- боевые действия, проходившие в непосредственной близости от предприятий;

- сложности с логистикой из-за разрушения железнодорожной инфраструктуры;

- организационные формальности, связанные с оформлением доставки сырья и вывоза готовой продукции с оккупированных территорий.

Как результат, некоторые предприятия полностью останавливали свою деятельность. И если у Енакиевского МЗ (Енакиево, входит в группу "Метинвест") и "Донецксталь-МЗ" (Донецк) вынужденные простои не превышали 1,5-2 месяцев, то Алчевский МК (Алчевск, входит в состав корпорации ИСД) не выпускал чугун, сталь и прокат почти год — с лета 2014 г. по лето 2015 г.

Выплавка стали заводами на оккупированной территории
Create line charts

Кроме упомянутых предприятий, серьезные сложности испытывали и мариупольские комбинаты группы "Метинвест" — ММК им.Ильича и "Азовсталь". Железнодорожный путь, который связывает Мариуполь и остальную Украину, имеет ограниченную пропускную способность. Поэтому предприятия испытывают дефицит сырья и работают не на полную мощность. На прошлой неделе их менеджмент в очередной раз поднял вопрос необходимости реконструкции ж/д участка Камыш-Заря — Волноваха. Это позволит повысить загрузку доменных печей и конвертеров, а также увеличить объемы перевозки грузов ПАО "Укрзализныця".

Судя по графикам ежемесячных объемов выплавки стали и чугуна предприятиями Донбасса, именно мариупольским меткомбинатам удалось в текущем году максимально приблизится к показателям весны-лета 2014 года. А вот "Донецксталь-МЗ" лишь четыре раза за последние 2 года смогла отработать по довоенному графику — двумя доменными печами. В том числе в мае 2016 года, когда было выплавлено 106 тыс. тонн чугуна. Однако уже в июне оба агрегата были остановлены и появилась информация о возможной консервации старейшего метпредприятия Украины.

Не менее сложная ситуация в Алчевске и Енакиево.

Енакиевский МЗ работает на 55-65% от довоенных показателей. Алчевский МК сократил загрузку агрегатов более чем в два раза.

По данным Delo.UA, предприятие корпорации ИСД пока не может работать более чем двумя доменными печами, так как в его окрестностях на железной дороге до сих пор не восстановлена электротяга, а тепловозы не справляются с нагрузкой. Ведь они также обеспечивают вывоз кокса с Алчевского коксохима на Днепровский МК им.Дзержинского (тоже принадлежит корпорации ИСД).

С начала 2016 года украинская металлургия чуть ли не ежемесячно улучшала показатели. Однако хрупкое равновесие, связанное с относительным затишьем на передовой, было вмиг разрушено действиями работников ГП "Донецкая железная дорога". Существенная их часть до сих пор не переведена в штат регионального филиала ПАО "Укрзализныця" в Лимане (Донецкая обл.), поэтому весной компания прекратила перечисление им заработной платы. В ответ железнодорожники, работающие на оккупированной территории, организовали забастовку. Транспорт с сырьем, идущим из Кривбасса и других регионов Украины в Луганскую и Донецкую области, практически остановился. Резко сократили производство и металлурги.

На прошлой неделе движение грузов в зоне проведения АТО удалось улучшить. Как результат, задули одну доменную печь даже на "Донецксталь-МЗ". Стабилизировалась работа Алчевского МК и Енакиевского МЗ. Однако по итогам июня в работе отрасли будет статистический провал.

По данным ОП "Укрметаллургпром", в первой половине месяца средняя загрузка металлургических мощностей в отрасли составляла около 80% от майских показателей. Вероятнее всего, в среднем по месяцу отставание получится сократить незначительно.

В целом по году в "Укрметаллургпроме" прогнозируют выплавку стали на уровне 29 млн тонн. В том числе может быть произведено 5,6 млн тонн мартеновской стали, 21,55 млн тонн конвертерной стали и 1,86 млн тонн электростали. Однако даже в самом объединении оговаривают, что это оптимистический прогноз.

На самом деле результаты 2016 года будут заметно ниже. А с учетом поправки на возможные форс-мажоры вроде вялотекущей забастовки железнодорожников неплохим результатом будет сохранение прошлогодних показателей, когда было произведено почти 23 млн тонн стали и 21,9 млн тонн чугуна.