Как Украине выйти из энергетического кризиса

История имеет свойство повторяться. Эта зима может стать для Украины серьезным испытанием, но крупные мировые энергокризисы могут послужить для страны поводом для размышлений и примером, как выйти победителем из незавидного положения

"В будущем останется только одна валюта — киловатт-час"

Артур Кларк

Знание истории энергетических кризисов дает правительствам шанс избежать ошибок и предупредить катастрофы, оценить разницу между победой и поражением. Впрочем, усваивают уроки исторической спирали немногие, поскольку куда большую роль играет политическая, а не экономическая целесообразность. Украине, которая столкнулась с проблемами поставок энергоресурсов, будет не лишним вспомнить, как другие государства справлялись с дефицитом топлива.

Нефтяное начало термодинамики

Впервые в современной истории проблема дефицита энергоресурсов появилась во время Суэцкого кризиса. В июле 1956 года египтянин, президент и арабский националист Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал (соединяющий Красное море со Средиземным) и перекрыл его, затопив там суда. Этим он фактически преградил дорогу нефтяным танкерам из Персидского залива в Европу. Помимо антизападных настроений, этому шагу поспособствовало желание египетского президента повысить прибыли страны от прохода танкеров и направить средства на строительство Асуанской плотины. Дефицит нефти, появившийся в Западной Европе, вызвал очень серьезные последствия, которые описаны в бестселлере "Добыча" американского экономиста Дэниела Ергина.

Эксперт приводит примеры введения жесткой экономии в странах, которые столкнулись с нехваткой топлива. Так, Бельгия запретила вождение личных автомобилей по воскресеньям, а Франция ограничила уровень продаж нефтяных компаний до 70% от предкризисного значения. Великобритания же установила новые налоги на нефть, что привело к повышению цен на бензин и мазут и увеличению платы за проезд в лондонском такси, которая стала известна как "суэцкий грош". При этом в "туманном Альбионе" электростанциям содействовали в переходе с нефти на уголь, а к концу декабря ввели нормирование бензина.

Однако проблема все же решилась в течение года — за счет "переброски" нефти из США. Тогда европейские правительства впервые задумались о своей зависимости от "черного золота" Персидского залива. Но, как мы помним из закона сохранения, энергия не пропадает и не появляется из ничего, а лишь переходит из одного состояния в другое. Примерно то же произошло и в истории с Суэцким каналом: благодаря подобным шагам, Египет с помощью советских инженеров в 1970-м все же достроил Асуанскую плотину и запустил гидроэлектростанцию, что позволило покрывать 50% потребления электроэнергии в стране.

Суэцем история мировых энергокризисов не ограничивается. В следующий раз миру пришлось пройти через очередной виток дефицита энергоресурсов в течение 1973-1974 гг., когда ОПЕК объявило "нефтяное эмбарго" странам, поддерживающим Израиль в арабо-израильской войне. Тогда стоимость одного барреля нефти возросла в 4 раза. Ергин в своей книге описывает последствия: "В Великобритании промышленность перешла на трехдневную рабочую неделю, священники по радио торжественно объявили для народа, что поочередное омовение всех членов семьи в одной ванной — есть добродетель и вклад в дело национального благосостояния". В США были установлены лимиты на одну заправку, на некоторых бензоколонках отпуск бензина производился по определенным дням недели — в зависимости от того, оканчивается ли номер машины на четное или нечетное число. Благодаря эмбарго, во Франции были утверждены три основных направления в энергетике — ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению.

Например, в рамках государственной политики французского правительства по энергосбережению инспекторы совершали внезапные рейды на банки, супермаркеты и учреждения и замеряли температуру — если она превышала установленные 20 градусов, на владельцев налагались штрафы.

Также был внедрен запрет на рекламу любых промышленных товаров, пропагандирующих рост потребления электроэнергии, в частности — на рекламу электрообогревательных приборов. Похоже, такая мера была бы актуальна и в сегодняшней Украине, где бум спроса на бойлеры грозит перегрузками для энергосистемы. Позже эмбарго было отменено, но закон "сохранения энергии" сработал и здесь. За время острого дефицита ресурса прибыли нефтяных компаний выросли в разы, несмотря на жесткие социальные и экономические последствия для граждан и экономик разных стран.

Так же нельзя не вспомнить энергетический кризис в Армении в 1992-1994 годах, когда целая республика замерзала в темноте в нетипично холодную зиму. Электроэнергию давали несколько часов в сутки, отопление было отключено. В то время керосин с дровами стали практически национальной валютой.

Новый (энерго)курс

Безусловно, времена меняются, и уровень интеграции Украины в мировое сообщество обнадеживает: в европейском государстве такое не должно повториться. Кабмин активно готовится к отопительному сезону, и большинство украинцев уповает на то, что правительству все удастся. Но как сказал министр энергетики США времен нефтяного эмбарго Джеймс Шлессинджер: "Теперь я знаю, как выглядит ад: это постоянные и бесконечные заседания и совещания по природному газу". Нашей стране крайне важно не остаться на одном из кругов упомянутого ада в преддверии зимы.

С учетом мирового опыта, да и с оглядкой на трудные для украинской энергосистемы 90-е, эксперты предлагают различные решения. Из них хочется выделить пять стратегических шагов для повышения энергетической безопасности Украины.

1. Детальное прогнозирование спроса и потребления электрической и тепловой энергии в стране. Для этого необходимо использовать не только массив ретроспективных данных, а и миграционные тренды, динамику демографии, прогнозы ВВП (в контексте кризисных явлений), деиндустриализацию экономики, климатические факторы. В результате такого исследования будет актуализирована модель потребления электрической и тепловой энергии, дифференцирована по регионам и отраслям, которые являются базой для стратегии развития ТЭК Украины.

2. Стратегическая модернизация систем централизованного теплоснабжения (СЦТ) как крупнейшего потребителя природного газа, которая включает в себя такие мероприятия: установка приборов учета тепловой энергии для потребителей всех типов и категорий, замена котельного оборудования на современное высокоэффективное (например, конденсационные отопительные котлы), тотальное — экономически и технически обоснованное — замещение природного газа местными видами топлива на отопительных котельных, использование теплонасосных установок в СЦТ, а также снижение кредитных ставок для проектов, связанных с энергоэффективностью в СЦТ.

3. Повышение надежности объединенной энергосистемы Украины путем выравнивания неравномерности графика электрических нагрузок с целью снижения пиковых нагрузок. Внедрение потребителей-регуляторов для замещения использования энергоблоков ТЭС в циклическом режиме для покрытия пиковых нагрузок. Внедрение маневровых мощностей для регулирования режимов работы возобновляемых источников энергии. Наличие достаточных объемов резервных мощностей для балансировки — определено как характерный фактор энергетической безопасности Украины, который должен быть под постоянным мониторингом, согласно Директив 2005/89/ЕС и 2004/67/ЕС.

4. Внедрение экономически обоснованных тарифов на энергоресурсы для всех категорий потребителей. Цель — отмена "перекрестного субсидирования". Рыночное тарифообразование на электрическую энергию позволит существенно снизить долю энергоносителей в себестоимости продукции и положительно повлияет на промышленность, атомную и тепловую энергетику.

Необходимо также предусмотреть дотации для незащищенных слоев населения и систему дифференциации тарифов в зависимости от часа суток, времени года, региона и объема потребления.

5. Создание Энергетической информационной службы при Администрации Президента Украины. Цель — определение показателей оценки уровня энергетической безопасности государства, формирование единого топливно-энергетического баланса и проведение систематического мониторинга соответствующих показателей с целью своевременного реагирования со стороны Правительства и Президента Украины. Метод реализации — постоянный мониторинг индикаторов энергетической безопасности, формирования рекомендаций и определение мер по нейтрализации угроз и улучшению показателей энергетической безопасности. Среди возможных функций такой службы можно отдельно выделить прогнозирование рынков ТЭК Украины и мира на основе международных трендов в политике, энергетике, финансах, а также возложить на нее контроль за состоянием реализации национальных проектов в области энергетики, отстаивание общегосударственных энергетических интересов на всех отраслевых форумах, конференциях, семинарах, совещаниях, коллегиях.

Эти шаги могут быть дополнены и не являются панацеей в условиях быстрой смены правил в игре энергетических гигантов. Примеры кризисов прошлого продемонстрировали, что многие державы сумели пройти через "энергетический ад" и невозможного не существует. Ведь любой дефицит можно покрыть, сплотившись ради выживания. Но в мире, где давным-давно доказано, что управление энергетикой — огромная ответственность, хочется сделать это качественно и компетентно, без лишних политических эмоций и амбиций.