Как защитить идею от копирования конкурентами

Александра Стельмахова, эксперт по маркетингу и коммуникациям, о краже идей, краткой жизни стартапов и способах защиты своего продукта

Копирование в мире

В мире постоянно кто-то у кого-то заимствует идеи. Все, что угодно, от обертки шоколада до функционала и названия. Пожалуй, самый известный современный плагиат — это  история близнецов Уинклвосс, которые учились с Марком Цукербергом и обратились к нему, желая создать социальную сеть Гарварда. Пока Марк работал над проектом, к нему пришла идея Facebook, и он прекратил выдачу каких-либо идей или обновлений, пока не создал собственную платформу. Можно ли назвать успех Фейсбук кражей идеи? Сложно сказать, но суд постановил выплатить братьям неустойку более $100 млн, которые они сегодня успешно вложили в биткоины.

В Украине копирование -  тоже распространенное явление. По данным Антимонопольного комитета Украины, в 2016-2017 году копирование товарных знаков выросло в стране на 25%. Правда, касается это пока алкоголя, лекарств, автохимии и продуктов питания. Количество украденных идей на этапе стартапа в стране попросту не регистрируется, поскольку часто настоящие авторы идеи, увидев на рынке дешевую имитацию, просто переключаются на какой-то другой проект.

Побеждает ли глупость?

Впрочем, есть одно утешение — украденный проект не будет долго жить, если скопировал его самоуверенный новичок, без нужного экспертного опыта. Так, по подсчетам   Startup Genome Report, выживают только 8% стартапов, 50% закрываются в течение 5 лет. И это — верная статистика для многих стран. Украина — не исключение. Причина зачастую — переоценка собственных сил и излишняя самоуверенность, граничащая с глупостью. Как это происходит, описывает интересная кривая — Эффект Даннинга-Крюгера о завышенных способностях.

Очень многие начинающие бизнесмены видят себя в верхней части кривой. У них мало опыта, много "каши" в голове, но зато придуманная уверенность в себе. Их нельзя переубедить чаще всего в силу низкой компетенции и высокого самомнения. Такие предприниматели действительно часто "первыми" выходят на рынок, но редко становятся первыми по эффективности бизнеса.

В чем плюсы и минусы копирования?

Из минусов стоит отметить, что для новой аудитории плагиат проекта может не сработать. Люди могут сравнивать с самым первым оригиналом, ведь копий может быть и несколько. Также невозможно скопировать проект полностью — то есть перенять и опыт, и команду, и креатив.

Из плюсов вкратце очевидно то, что когда уже есть лояльная аудитория, можно проанализировать все ошибки оригинала и подумать над улучшением продукта.

Как можно защитить идею

Юридических способов защитить идею несколько. Они разные по трудозатратам, финансовым затратам и эффективности. Их можно применять как по отдельности, так и сочетая друг с другом. Защита в Укрпатенте для ИТ-сферы основывается на таких трех действиях:

  1. Регистрация товарного знака
  2. Получение патента на компьютерную систему (ПО)
  3. Авторские права на исходный код или дизайн (два авторских права)

Можно долго говорить о способах защиты, коммерческой тайне или соглашениях с инвесторами. Все равно на этапе поиска финансирования, компания-стартап использует "нетворкинг" — все общаются со всеми в поисках вариантов решений. Чаще всего в этот момент и происходит утечка информации, и в то время, когда готовиться супер-технологичный проект, а кто-то другой уже вывел свою "недоделку" на рынок. В айти даже существуют такие термины как "насмотренность", а также специальные комьюнити, где компании отслеживают последние тенденции и думают, что, у кого и как скопировать. Когда автор идеи хочет ее реализовать, он первым делом смотрит, что есть на рынке и читает и пролистывает все, что возможно и хоть как-то может быть связано с его идеей, чтобы получить больше информации. И это, в общем, нормальный процесс развития и обучения.

Как все же защитить идею? Лучший способ ее защитить — воплотить в жизнь как можно быстрее и как можно профессиональнее. Скорость и качество реализации будут играть решающую роль. Поэтому, даже если идею скопировали и выпустили на рынок как продукт, который получился "сырым" и недоделанным, расстраиваться не стоит — с большей вероятностью выживут в конкурентной борьбе команды, адекватно оценивающие свои компетенции и риски. Ведь Фейсбук — не первая социальная сеть, а Айфон — далеко не первый смартфон.

Уоррен Баффет пришел к замечательной формулировке жизненного цикла любой хорошей идеи. Он произнес, что инноваторы обнаруживают возможности и создают ценность, затем приходят имитаторы, которые копируют. Иногда они улучшают идеи, но часто делают ее хуже. Последними приходят идиоты, жадность которых подрывает инновацию. В конце хочется задать вопрос agile сообществу: есть ли опасность того, что мы позволяем окружать себя большим количеством имитаторов и идиотов?