Казахстан собирается уйти с мирового рынка зерна

Мониторинг показал, что запасы продовольственной пшеницы в Казахстане гораздо ниже ожидаемых. Перед правительством страны встала необходимость прибегнуть к запрету экспорта зерна
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Согласно очередному отчету Агентства по статистике Республики Казахстан, запасы зерновых в Казахстане за январь 2011 г. уменьшились на 689,5 тыс. т, или на 7,4%. В структуре зерновых культур в абсолютных значениях больше всего уменьшились запасы продовольственной пшеницы. Ее стало меньше на 517,4 тыс. т, уменьшение на 8,5%. На этом фоне стоимость пшеницы в Казахстане поднялась в регионах примерно на 7%, или на 3-3,5 тыс. тенге. Средняя цена за тонну пшеницы 3 класса в республике находится в пределах 49-53 тыс. тенге. Одна из причин роста цен – ситуация на мировых рынках.

Помимо этого, в Казахстане среди участников рынка ходят пока неподтвержденные официально слухи, что в этой ситуации Казахстан может вновь прибегнуть к запрету экспорта всего зерна или отдельных зерновых культур, как он это сделал в 2008 г. Зернотрейдеры говорят о том, что если запрет экспорта зерна будет введен, это их вовсе не удивит. А поводов ввести запрет становится все больше.


Во-первых, как упоминалось выше, в Казахстане сокращаются запасы зерновых. Особенно это касается зерновых на фураж. Снижение их запасов опережает общие темпы в разы. Как оказалось, всего за один месяц закрома Казахстана лишились почти половины кормовой кукурузы – снижение запасов на 44% – и четверти кормовой гречихи. При этом запасы продовольственной гречихи уменьшились всего на 3,7%. Учитывая текущий запрет на экспорт гречихи, весь этот объем был употреблен внутри Казахстана. При сохранении уровня потребления вышеназванных культур, их запасы исчезнут уже в ближайшие месяцы. Не лучше обстоят дела и с другими фуражными культурами.


Так, за январь 2011 г. запасы всего ячменя уменьшились с 542,9 тыс. т до 505,2 тыс. т, или на 7%, при этом фуражного ячменя стало меньше на 11,5%. По пшенице также наибольшее уменьшение запасов пришлось на фуражную пшеницу. В абсолютных значениях ее стало меньше на 38,6 тыс. т, с 230,1 тыс. т до 191,4 тыс. т, а в относительных – на 17%, при уменьшении запасов продовольственной пшеницы на 8,5%.


При сохранении уровня потребления фуражной пшеницы в 38,6 тыс. т в месяц, при несложных подсчетах, нетрудно выявить, что ее едва хватит до начала июля т. г. Но, скорее всего, месячный уровень потребления будет только нарастать, поскольку альтернативные корма исчезнут еще быстрее. Так, кормовые запасы смеси колосовых уже уменьшились за январь на 21,2%.
Животноводам останется только надеяться на собственные запасы и на свежую траву весной. И то, в случае, если она начнет пробиваться где-то в апреле. Или кормить скотину продовольственными сортами зерна.


Во-вторых, в условиях явного дефицита собственных кормовых культур растет внешний спрос на зерно, а именно на ячмень со стороны Ирана.


По информации иранских источников, цена ячменя в Иране выросла до $450-480/т. Это обусловлено дефицитом этой культуры в Иране. Трейдеры из этой страны ищут источники импорта ячменя в страну и готовы купить его в Казахстане на переходе Сарахс за $380-400/т.


Так что поводов для зернового эмбарго в Казахстане предостаточно. Вопрос, решится ли на такой шаг Правительство РК после громких заявлений о том, что в Казахстане зерна предостаточно. Напомним, что в настоящее время в Казахстане действует, пока до марта, запрет на экспорт масличных культур и гречихи.