Кризис доверия и бизнес-этики. Есть ли рецепт?

Украина сейчас переживает серьезный кризис ценностей и доверия на всех уровнях: государства, общества, бизнеса, личности. Если этот процесс не остановить в ближайшее время, наступит точка невозврата. Антиподом доверия является страх, который всегда усиливается в период социальных потрясений. Чем выше уровень пессимизма, нервозности, боязни, неуверенности, растерянности в обществе, тем хуже доверительный культурный контекст
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Моральное состояние общества отражается на бизнесе и предпринимательской деятельности. Эти две сферы тесно взаимосвязаны: деловое поведение связано с принятыми моральными стандартами, но и сам бизнес оказывает влияние на моральные стандарты общества. Деструктивный бизнес разрушает общество, а социально ответственное предпринимательство производит созидательный эффект, распространяющийся, как круги на воде, по всему обществу. Нарушения этических устоев становятся причинами многих деструктивных тенденций современного общества, включая экономический и финансовый кризис, инфляцию, ухудшение качества жизни и качества окружающей среды.

Ежедневно мы все сталкиваемся с систематическим нарушением нравственных норм с точки зрения индивидуальной этики. Слабым звеном также стали нормы социальной этики — отсутствие справедливой конкуренции, олигархический капитализм, политический авторитаризм и др. С точки зрения глобальных проблем, нарушения этики могут стать причиной необратимых катастроф.

Турбулентное состояние нашей страны для многих открыло окно возможностей: предпринимательство начало развиваться в разных формах и масштабах, заметен значительный объем инноваций в бизнесе, и, несмотря на сложную экономическую ситуацию, желание развивать свои идеи, проекты или личный бизнес появляется у большого пласта молодого образованного населения. Это стремительное развитие создает условия для многих прецедентов, которые лежат в плоскости этического поведения и негативно влияют на гармоничное развитие общества в целом.

Если на уровне государства мы постоянно варимся в новостях, связанных с коррупционными схемами, то бизнес столкнулся с вопросами этического взаимодействия со всеми стейкхолдерами. Мы фактически переживаем сейчас 80-е годы развития США, когда критика бизнеса с этических позиций развернулась по трем направлениям: этичное управление организациями, этические стандарты и мораль отдельных индивидуумов, мораль корпоративной культуры и цивилизации.

Бизнес или КСО?

Тренд корпоративной социальной ответственности уже давно для многих бизнесов стал не просто красивой фразой для годовых отчетов, а и гармонично вошел в стратегию развития в целом. В цифровой век достаточно одного поста в социальных сетях — и вчерашняя тайна уже завтра станет достоянием национальных новостей. Поэтому сейчас компании следят за своей репутацией и с точки зрения социального отношения к своей экосреде. Да, безусловно, антикризисные кейсы сейчас появляются постоянно, но связаны они как с определенными действиями, так и с плохими навыками коммуникации. Именно неспособность правильно выстроить двустороннюю связь зачастую является фактором потери не только доверия, но и бизнеса.

Как влияют личные этические стандарты на эффективное лидерство?

Согласно современной теории, этика — это постоянно видоизменяющийся процесс, который состоит из ценностей, принципов, морали и достоинства (values, principles, morals and virtues) и формирует личную философию каждого. Для настоящих эффективных лидеров недостаточно только повышать свой профессиональный уровень, важно проводить регулярный апгрейд своей философии.

Сегодняшние реалии требуют новых правил игры, которые поспособствуют прозрачному поведению партнеров, конкурентов, клиентов и сотрудников. Конечно же, самостоятельный выбор этических норм и степени их соблюдения в бизнесе — личное дело каждого индивидуума. Однако для бизнесмена, руководителя компании этот выбор весьма существенно сказывается как на сотрудниках, так и на бизнесе в целом. Пора менять состояние умов — снимать розовые очки, смотреть по сторонам, развенчивать деструктивные политические и социальные мифы, повышать культуру доверия. А значит, учиться принимать ответственность за свои слова и поступки на всех уровнях — от президента до праздного пользователя соцсетей.