Кто больше всего в Украине зарабатывает на логистике

Кто больше всего в Украине зарабатывает на логистике
Грузовые перевозки уходят с железной на автомобильные дороги, а транзит грузов сокращается
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В Украине начался постепенный рост грузовых перевозок. Если в 2014-2015 годах перевозчики отработали со знаком минус (по данным Госстата, в 2014 году падение составило 10,1%, в 2015-м — 10,6%), то в 2016 году объем грузоперевозок вырос на 3,8% по сравнению с 2015 годом, до 624,5 млн тонн.

По рельсам

По словам генерального директора компании Pro-Consulting Александра Соколова, одним из основных трендов 2016-2017 годов на рынке логистики стало уменьшение доли ж/д перевозок, хотя рост показателей грузоперевозок характерен для всех видов транспорта. Тем не менее ж/д транспорт продолжает удерживать лидерство в сегменте — на него приходится около 55% всех грузоперевозок в стране. В 2015 году этот показатель достигал чуть более 58%.

По данным Госслужбы статистики, в 2016 году грузоперевозки ж/д транспортом сократились на 1,7%, до 344,1 млн тонн. С начала 2017 года наблюдается небольшой рост: за 8 месяцев текущего года ж/д транспортом перевезено 223 млн тонн грузов, что на 0,1% больше, чем за аналогичный период 2016 г.

Транзит при этом с 2011 года упал почти в два раза.

Пока железнодорожники теряют оборот, у автомобильных перевозчиков он растет. По данным Госслужбы статистики, в 2016 году перевозки автотранспортом выросли на 12,7%, до 166,9 млн тонн, за 8 месяцев 2017 года они прибавили еще 5% (относительно января-августа 2016 года), до 112,3 млн тонн грузов. Основная проблема рынка автоперевозок — плохое качество дорожного покрытия. Согласно данным "Укравтодора", на конец 2016 года в Украине 97% дорог были в плачевном состоянии. Но не только дороги усложняют автоперевозчикам жизнь, а и повышение цен на топливо, отсутствие финансирования со стороны государства и доступа к финансовым рынкам (наличие лизинговых программ на покупку машин под небольшие проценты годовых, кредиты).

Нельзя не вспомнить и о габаритно-весовом контроле и ограничении автоперевозок по весу. Как сообщили в "Укртрансбезопасности", в 2017 году проверено около 114 тыс. автомобилей, из которых 4 тыс. были с перегрузом. Ведомство планирует закупить до 80 весовых комплексов и ужесточить контроль за весом, что позволит снизить влияние на дорожное покрытие.

Еще один тренд для автоперевозок в 2016-2017 годах — изменение маршрутов. В связи с приостановлением действия Договора о ЗСТ между РФ и Украиной и другими торговыми и транспортными ограничениями во многие транзитные маршруты были внесены изменения. "В частности, в 2016 году Казахстан рекомендовал операторам, осуществляющим перевозки с территории Украины, организовывать доставку грузов через Грузию, Азербайджан, Турцию, Иран, Туркменистан и Узбекистан", — отмечает эксперт Pro-Consulting.

Как уточнил генеральный директор Ekol Logistics Украина Андрей Голимбовский, есть четкое разделение на группы товаров, которые разрешены к транзиту через территорию РФ и которые запрещены. Из Украины через территорию РФ транзитом могут перевозиться товары, в отношении которых в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) применяется нулевая ставка таможенной пошлины (например, текстиль, промышленные товары, продукты питания).

"Относительно доставки грузов, транзит которых запрещен по территории РФ, сейчас используются решения интермодальной логистики, где для перевозок задействуются две паромные переправы: Черноморск (Украина) — Поти (Грузия) и Поти (Грузия) — Баку (Азербайджан). Далее все грузы доставляются по суше", — рассказал он.

По его данным, изменение схемы доставки повлияло на два основополагающих фактора — это транзитное время доставки и финальная стоимость такой логистики: они увеличились. Как следствие — дополнительные затраты ложатся на плечи импортера, что в конечном итоге отражается на стоимости продукции.

Комплексные логистические услуги

     

Чистый доход

Чистая прибыль

 

Компания

2016, млн грн

2015, млн грн

2016, рост, %

2016, млн грн

2015, млн грн

1

1

Нова пошта

4575

2123

115,50

-223

0

2

-1

Укрпочта

4380

3902

12,25

161

41

3

0

Вестхим Украина

895

713

25,53

4

1

4

1

Кюне и Нагель

805

616

30,68

10

23

5

-1

ДХЛ*

685

701

-2,28

16

-30

*На основе отчетности нескольких юрлиц

Капля в небе

Тем временем традиционно небольшая авиагрузовая отрасль подросла. По данным Госстата, в 2016 году перевозки грузов авиатранспортом увеличились на 7,4%, до 70 тыс. тонн . По словам Александра Соколова, последнее десятилетие грузооборот авиаперевозок сокращался: в 2016 году он составил 60% от уровня 2010 года. Однако тенденция изменилась, и 2016-2017 год показывает рост: по данным Госслужбы статистики, в январе-августе грузооборот вырос на 1,8%.

При этом в Мининфраструктуры отмечают, что в 2016 году перевозки грузов и почты выполняли 18 авиакомпаний. Почти 83% от общего объема выполнено ГП "Антонов", авиакомпаниями МАУ, "ЗетАвиа", MaximusAirlines, "Урга" и "Европа Эйр". Основная доля приходится на чартерные рейсы в других государствах в рамках гуманитарных и миротворческих программ ООН, а также по контрактам и соглашениям других заказчиков.

На рынок авиагрузоперевозок сейчас влияют два тренда. Первый — рост рисков, связанных с военными действиями в разных странах, влияющих на международную торговлю. Второй — возрастающая конкуренция со стороны пассажирских самолетов, которые перевозят грузы. Их отличает низкая цена из-за четкого графика полетов, независимо от объемов груза.

Это может стать предпосылкой для развития авиаперевозок через Украину при условии развития эффективных стыковок рейсов.

Также важна динамика стоимости авиаперевозок. Около трети ее приходится на топливо, и его удешевление быстро увеличит перевозки некоторых видов грузов (например, скоропортящихся). Главные факторы роста авиационных грузоперевозок — увеличение экономического потенциала, расширение международного сотрудничества на принципах свободной торговли, рост благосостояния населения. Дополнительно Украине необходима адаптация национального законодательства.

Речной баланс

В сегменте водного транспорта наблюдается незначительное оживление. По данным Госстата, грузоперевозки в данном секторе в 2016 году выросли на 3,5%, до 6,7 млн тонн. Вместе с тем в январе-августе 2017 года они демонстрируют падение на 11,4%, до 3,6 млн тонн (Госстат).

Речной транспорт в стране практически не функционирует.

В 1993 году в Украине 25% всего объема речных грузоперевозок приходилось на Дунай. С техпор объемы последовательно сокращались: в 1990-х — 60 млн тонн, в 2006 году — 12 млн тонн, а в 2014 г. — всего 5 млн тонн. Последние 2-3 года речные перевозки занимают 0,2-0,8% от всех перевозок, тогда как в странах ЕС этот показатель в среднем составляет 7%.

Тем не менее эксперты склоняются к тому, что развитие этого вида грузового транспорта в Украине стопорится отсутствием эффективного регулирования отрасли. По данным Офиса эффективного регулирования BRDO, основными сдерживающими факторами для роста рынка являются высокая стоимость подвоза к реке и перевалки, неконкурентная цена в сравнении с ж/д, высокие капитальные затраты на приобретение или строительство флота, маленькое потенциальное количество рейсов и низкая скорость "вращения" судов из-за отсутствия гарантированных глубин, а также высокий риск аварий на шлюзах.

Вместе с тем, по разным оценкам, потенциал рынка составляет 15-20 млн тонн грузов.

Эксперты утверждают, что в должных условиях не проблема увеличить грузопоток в течение 5 лет в 2-3 раза, до 10-15 млн тонн. При выравнивании тарифной политики на железной дороге и автотранспорте, наличии инвестиций этого можно достичь даже быстрее. Также не стоит забывать и о законопроекте "О внутреннем водном транспорте" как о базовом документе для регулирования отрасли.

Играют роль и частные компании. Например, крупная аграрная компания "Нибулон" планирует в ближайшие несколько лет вложить в развитие инфраструктуры аграрного сектора, а также речных перевозок более 5,5 млрд грн. Средства будут направлены на строительство новых речных перегрузочных терминалов на реках Днепр и Южный Буг, а также на строительство грузового флота на собственном судостроительно-судоремонтном заводе "Нибулон" в Николаеве и реконструкцию этого завода. В частности, компания намерена увеличить флот до 100 судов в течение 4 лет и строить пассажирские лайнеры. По словам генерального директора компании Алексея Вадатурского, каждый год компания намерена выпускать 15-16 полнокомплектных судов длиной до 150 метров.

Обработка грузов

     

Чистый доход

Чистая прибыль

 

Компания

2016, млн грн

2015, млн грн

2016, рост, %

2016, млн грн

2015, млн грн

1

0

ТИС*

3316

3912

-15,24

1167

1 499

2

0

Гринтур-Экс

2623

2727

-3,81

515

743

3

1

Металзюкрайн Корп Лтд

2339

1147

103,92

242

0

4

1

ГПК Украина

1054

845

24,73

7

3

5

-2

Бруклин-Киев*

687

1470

-53,27

418

152

*На основе отчетности нескольких юрлиц

Почтовые страсти

На рынке почтовых логистических услуг в 2016 году наблюдался рост сегмента e-commerce и увеличение объема отправлений в сегментах В2С и С2С. Похожая тенденция и в 2017 г. По данным "Укрпочты", в прошлом году темп роста рынка доставки составил 25-30% в количественном выражении.

Влияет на развитие почтовой логистики рост рынка онлайн-торговли и  спроса на адресное обслуживание. Отечественный e-commerce является самым быстрорастущим в Европе — его объем оценивается экспертами  более чем в 1-1,5 млрд евро. Так, общее количество отправлений, доставленных компанией "Нова пошта" в течение первого полугодия 2017 года, на 32% превысило данные за аналогичный период прошлого года. Самым популярным видом отправлений остаются посылки весом до 2 кг.

На e-commerce делает ставку еще один игрок рынка — компания "Ин Тайм". "В электронной коммерции важна скорость доставки — от момента заказа до получения. Поэтому временные окна адресной доставки для нас остаются приоритетом", — отметил генеральный директор компании Сергей Грачев.

У их конкурента "Нова пошта" также наблюдается рост клиентов в этом сегменте.  

За 8 месяцев 2017 года "Нова пошта" доставила  20 млн таких отправлений, что на 30% больше, чем за аналогичный период  2016 года, и в компании видят предпосылки для укрепления тренда.

Если говорить  еще об одном лидере рынка — "Укрпочте", то в 4-м квартале 2016 года компания только заявила о себе в сегменте e-commerce, а основной рост начался уже в 2017 году.  "50-75% посылок, доставленных в 2016 году, связаны с дистанционной коммерцией, часто С2С (до 15 млн отправлений). К тому же "Укрпочта" закрепляет позиции лидера доставки для кросс-граничной электронной коммерции: как по входным отправлениям (основной поток из Китая), так и по экспорту украинских производителей на международные площадки", — сообщили в "Укрпочте".

Эксперты рынка сходятся во мнении, что текущее показатели — это не предел, и в дальнейшем в Украине рынок почтовой логистики продолжит рост. "В Украине все еще низкое количество посылок на душу населения по сравнению с другими странами. Культура обмена товарами по почте развивается. Электронная коммерция — ключевой двигатель этой услуги. В целом чем выше мобильность населения, тем быстрее будет расти экспресс-обмен грузами, документами", — рассказал Грачев.

В компании "Нова пошта" придерживаются подобной позиции, подчеркивая, что росту будет способствовать не только прогнозируемый экспертами и игроками рост внутреннего рынка онлайн-торговли, а также и развитие трансграничного e-commerce, рост количества безналичных операций для оплаты онлайн-покупок.

Складское хозяйство

     

Чистый доход

Чистая прибыль

Компания

2016, млн грн

2015, млн грн

2016, рост, %

2016, млн грн

2015, млн грн

1

0

Логистик Юнион

1123

417

169,30

436

-79

2

0

Эвери

599

346

73,12

0

5

3

0

Эколь Логистикс

281

310

-9,35

16

22

4

0

Техэнерготрейд

215

266

-19,17

-1346

-169

5

0

Интегрированные логистические системы

169

151

11,92

-6

-33