Локомотивостроительная отрасль России может остановиться

ОАО "Российские железные дороги", по сути, единственный заказчик локомотивов, до сих пор не подписало ни одного контракта на поставку локомотивов

"Трансмашхолдинг" (ТМХ) объявил, что в связи с отсутствием заказов РЖД останавливает с февраля свое крупнейшее производство локомотивов — Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). По данным источников на рынке, приостановка работы может затронуть не только НЭВЗ: полностью или частично так будут вынуждены поступить все локомотивные заводы в России. Об этом сообщает "Коммерсантъ".

Локомотивы и узлы для них в РФ производят входящие в ТМХ Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод и "Пензадизельмаш", а также "Уральские локомотивы" (СП Siemens и "Синары"). Локомотивы для РЖД также собирает "Лугансктепловоз" ТМХ. Всего на этих заводах работают порядка 40 тыс. человек.

Проблема в том, что компания РЖД, по сути, единственный заказчик локомотивов, до сих пор не подписала ни одного контракта на их поставку. Как говорит один из источников, и в предыдущие годы такие контракты подписывались в январе-феврале, но сейчас "никаких предпосылок" для этого нет.

В среду, 28 января, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что 100 млрд рублей (1,45 млрд долларов) из Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые в конце декабря 2014 года были получены ВТБ как субординированный депозит для выкупа инфраструктурных облигаций РЖД, в итоге ушли по указанию Минфина на покупку облигаций федерального займа. Большую часть суммы — 65,9 млрд рублей (почти 960 млн долларов) — предполагалось пустить на покупку локомотивов.

Источник, знакомый с планами Минфина, говорит, что эти деньги вернутся в ВТБ не раньше конца первого квартала. Это значит, что РЖД сможет заключить контракты с контрагентами в лучшем случае в апреле. Источник в отрасли говорит, что формально ТМХ мог бы и сейчас приступить к выполнению заказа РЖД, но у холдинга нет "свободных" денег, а привлечь кредит сложнее из-за отсутствия контракта и высоких процентных ставок.

В 2015 году РЖД собиралась снизить закупку локомотивов в полтора раза до 467 штук, обычно около 75% заказа получает ТМХ (НЭВЗ планировал построить 167 локомотивов по сравнению с 296 в 2014 году). Планы РЖД по закупке на 2016 и 2017 годы — 495 и 546 локомотивов соответственно.