Между тонной и TEU: как подсчитывают контейнерный грузооборот в Одессе

В Одесском морпорту отчитываются о существенном увеличении контейнерной перевалки за 10 месяцев 2013 года. Эксперты и операторы не соглашаются с трактовками руководства порта
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В среду, 6 ноября, на сайте Одесского морского торгового порта (ОМТП) опубликовали сообщение о существенном увеличении уровня перевалки контейнеров. Со ссылкой на данные главной диспетчерской администрации Одесского МТП указывалось, что в октябре текущего года через причалы порта переработано около 600 тыс. тонн контейнерных грузов — на 15 % больше аналогичного показателя годичной давности. При этом за 10 месяцев 2013-го, по информации из релиза, рост перевалки контейнеров по отношению к такому же периоду 2012-го составил 24,7 % — "5 487,5 тыс. тонн и 4 399,0 тыс. тонн соответственно".

В телефонном разговоре с журналистом Delo.UA главный диспетчер ОМТП Руслан Сахаутдинов сказал, что рост перевалки контейнерных грузов следует оценивать по двум критериям. "По параметру TEU (эквивалент стандартного 20-футового контейнера — Ред.) увеличение произошло на 10-11%, и это — достаточно стабильный процесс. А вот, если мы говорим о тоннах, то рост составил 25-30%, что связано с увеличением динамики экспорта", — конкретизировал Сахаутдинов. По его словам, в порту пока не делают прогнозов по дальнейшему значительному росту объемов перевалки контейнеров, предполагая "что динамика будет сохранена или незначительно снижена".

В сообщении ОМТП также указывается — за десять месяцев рост грузооборота терминала на Карантинном молу (оператор — ДП "ГПК-Украина") составил 32 %. Контейнерный терминал в Хлебной гавани (оператор — ООО "Бруклин-Киев порт") сработал с результатом "плюс" 10%. Натуральные показатели прироста при этом не приводятся.

Заместитель директора по коммерческой работе "Бруклин-Киев порт" Виталий Бурдиян в комментарии Delo.UA назвал некорректными показатели, касаемые его компании. "За 10 месяцев 2013 года "Бруклин-Киев порт" совершил перевалку контейнерных грузов в размере 108 563 TEU, в 2012 году эта цифра составила 113 349 TEU. Цифры свидетельствуют о снижении объемов перевалки. Однако мы намерены к концу года вернуться на показатели 2012-го", — сообщил Бурдиян. К этому он добавил — объемы перевалки контейнерных грузов зависят от тарифов, фрахтовой политики и распределения грузопотоков по терминалам.

В компании "ГПК-Украина" к моменту публикации материала свои комментарии предоставить не смогли. Портовые аналитики, со своей стороны, также акцентируют внимание на том, что Одесский МТП указывает данные в тоннах, "что в отношении контейнерного оборота некорректно". Отмеченный рост перевалки в тоннах объясняется тем, что "увеличилась доля грузов в контейнерах на экспорт, в то время как собственно перевалка в контейнерном выражении выросла незначительно", — говорит управляющий проектами Informall BG Андрей Соколов.

По данным Informall, за девять месяцев 2013 года объем контейнерооборота в Украине вырос на 4,71% и составил 571 тыс. TEU, в то время как за аналогичный период 2012 года данный показатель был на уровне 545 тыс. TEU. Увеличение перевалки показали только две компании, владеющие контейнерными терминалами. "ГПК-Украина" за этот период продемонстрировала рост на 17,54% — с 237 тыс. TEU за 2012 год до 279 тыс. TEU. Компания ТИС нарастила соответствующий показатель на 81,75% — с 17 тыс. TEU до 32 тыс. TEU. "Существенного роста (перевалки в контейнерном сегменте — Ред) в целом по Украине не происходит. Рост на терминалах ТИС и "ГПК-Украина", а также падение на "Контейнерном терминале Ильичевск" и "Бруклин-Киев порт" иллюстрирует перераспределение грузопотоков между терминалами", — прокомментировал Соколов.

Что касается контейнерной перевалки непосредственно в Одесском МТП, то аналитик подчеркнул: в четверг, 7 ноября, 415 грузовых авто ожидали заезда на "ГПК-Украина". Затор возник, по утверждению Соколова, в связи с проведением эксперимента Миндоходов по внедрению электронных замков с GPS-навигацией и 100%-ным сканированием контейнеров. Оптимизма владельцам контейнерных грузов такая ситуация явно не добавляет, что может сказаться на их решении по выбору терминалов в других портах.

В Администрации морских портов Украины (АМПУ) информацию по объемам общего грузооборота, включая контейнерную перевалку, в морпортах страны за 10 месяцев текущего года не предоставили, пообещав обнародовать эти данные 11 ноября. По итогам 9 месяцев текущего года, в АМПУ сообщали о падении уровня грузопереработки в морпортах на 4,9% к январю-сентябрю 2012 года. Октябрь 2013-го, впрочем, данный показатель может заметно улучшить — за счет сезонного увеличения экспортной перевалки зерновых.