Может ли Украина наказать Россию за полеты в Крым?

Украина имеет рычаги влияния в вопросе запрета российским авиакомпаниям выполнять полеты в Крым, но не использует их
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В субботу, 19 июля чеченская авиакомпания "Грозный Авиа" совершила первый рейс по маршруту Симферополь — Стамбул. Этот авиарейс можно было бы назвать первым международным авиаперелетом из оккупированного Крыма (как, впрочем, и делали российские СМИ), если бы не одно "но".

ICAO (Международная организация гражданской авиации) ранее запретила все международные авиарейсы как над территорией Крыма, так и в/из аэропортов полуосторова, признав, что право на обслуживание воздушного пространства над ним принадлежит исключительно Украине. Таким образом, аэропорт Симферополя имеет право обслуживать только внутренние рейсы по Украине и в оккупировавшую его Россию.

Чтобы обойти этот запрет, авиакомпания "Грозный Авиа" нашла лазейку в законодательстве. Рейс Симферополь — Стамбул осуществлялся транзитом через аэропорт российской Анапы. "Заявленный как международный рейс, Симферополь — Стамбул по сути является двумя отдельными рейсами: Симферополь — Анапа и Анапа — Стамбул. Первый рейс, как и остальные рейсы из аэропорта Симферополь, классифицируется российскими авиационными властями как внутренний, а второй рейс, Анапа — Стамбул, выполняется уже как международный рейс на основе двухстороннего соглашения между РФ и Турцией", — объясняет координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ Александр Кава.

Есть ли выход?

Может ли Украина наказать Россию за игнорирование международных запретов на полеты в Крым? Как отмечают эксперты, так как формально рейс в Стамбул осуществлялся из российской Анапы, нарушений международных правил не было.

Однако Украина все же имеет право на двухстороннем уровне обсуждать с Турцией возможность отказа от таких де-факто прямых рейсов из Крыма, пусть и с промежуточной посадкой в России. Если же Украина не сможет достичь решения данного вопроса с Турцией (что послужит в дальнейшем прецедентом), то подобная схема "почти международных" авиарейсов может быть применена Россией и на других направлениях из Симферополя.

Пока же Министерство инфраструктуры и Госавиаслужбы не делает никаких весомых заявлений с момента закрытия воздушного пространства над Крымом, хотя выполнение российскими авиакомпаниями рейсов с полуострова анонсировались давно. На запрос Delo.UA о дальнейших действиях украинской стороны указанные ведомства отказались от комментариев.

Юридические возможности

Юристы в свою очередь уверяют, что у Украины есть механизмы для оказания давления на авиакомпании, летающие в Крым, но госорганы их не используют.

Так, Украина имеет право проводить расследования по каждому факту нарушения воздушного пространства страны (а Крым согласно законодательству считается временно оккупированной территорией Украины) с уведомлением об этом авиационного органа государства, в котором зарегистрирован собственник и/или эксплуатант самолета.

По факту расследования Украина может подать жалобу в совет ICAO на нарушение российскими авиакомпаниями положений Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. "Принимая во внимание тот факт, что ряд положений данной конвенции нарушаются российскими авиакомпаниями, Украина имеет возможность вынести спор относительно полетов над Крымом и в Симферополь на рассмотрение совета ICAO", — отмечает адвокат, партнер Rabomizo Денис Рабомизо.

В случае повторного подтверждения ICAO своего решения об исключительном праве Украины на обслуживание воздушного пространства Крыма, авиакомпании, выполняющие такие "международные" авиарейсы из/на полуостров, могут потерять право на работу не только в аэропортах любой из стран-участнице Чикагской конвенции (52 участников), но и в ее воздушном пространстве. "С учетом количества стран, которые на сегодняшний день являются участниками Конвенции, можно смело говорить о том, что дальнейшее существование данной авиакомпании предрешено, особенно в сфере международных авиаперевозок", — подчеркивает юрист.

Напомним, что ранее министр юстиции Павел Петренко заявил, что Украина подала жалобу в ICAO для того, чтобы организация зафиксировала нарушения и обязала РФ компенсировать нашей стране убытки от полетов российских авиакомпаний в Крым из расчета $1 млн в день. "Если российский Минтранс будет уклоняться от этих обязательств, то Украина подаст заявление об исключении России из ICAO", — заверил Петренко. Ответа из ICAO пока не последовало.

Пока же украинская сторона, имея на руках несколько козырей, бездействует. "Все зависит от позиции пострадавшей страны. Так, в Абхазию, Приднестровье, Карабах не летает никто. На северный Кипр летают только турецкие авиакомании, а в отместку киприоты не пускают самолеты, летящие в Турцию, транзитом над островом. Со стороны Украины нужно для начала хотя бы запретить самолетам авиакомпаний-нарушителей залетать в воздушное пространство страны", — резюмирует генеральный директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий.