- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Ритейл
- Дата публикации
Наши инвестиции направлены на то, чтобы ничего не закрывать в Украине — глава Carlsberg Group
Кеес, вы являетесь главой всей группы Carlsberg и можете оценить ситуацию на рынках разных стран. Можно ли выделить 2-3 тренда, характерных для пивного рынка Европы?
Говоря о европейском рынке пива в общем, можно констатировать, что он достаточно ровный.
У меня есть опыт работы в FMCG компаниях. В сегменте продуктов питания все большую роль начинают играть private label, то есть собственные торговые марки розничных сетей, которые "отбирают" часть рынка у брендов крупных производителей.
На пивном рынке этого нет. Рынок (в натуральном выражении) растет за счет трех категорий продукции — крафтовое пиво, безалкогольное пиво и specialties. Эти тренды наиболее четко прослеживаются на рынках Западной Европы и США, приходят они и на рынки Восточной Европы.
Мы с энтузиазмом относимся к росту интереса к крафтовому и специальному пиву. Это положительная тенденция для всех пивоваренных компаний, в том числе для Carlsberg. Совокупные мировые объемы производства крафтового и специального пива, по прогнозам, будут ежегодно увеличиваться на 15%. К тому же такое пиво намного прибыльнее массовых видов напитка. У нас уже есть собственные марки крафтового пива: Jacobsen, Brooklyn, Grimbergen. На украинском рынке представлен наш бренд Robert Doms. Еще одной перспективной категорией является безалкогольное пиво. Потребители, в особенности молодежь, сейчас в поиске менее вредных для здоровья альтернатив. Ведь каждый четвертый молодой человек в возрасте от 16 до 30 лет заявляет, что не употребляет алкоголь. Для сравнения, в возрастной группе старше 60 лет подобное утверждает только каждый седьмой. Мы хотим предложить взрослый продукт со всеми нужными атрибутами — бутылкой, пеной, но без алкоголя.
Не могли бы вы выделить наиболее сложные и наиболее быстро растущие пивные рынки в Европе?
На данный момент с наибольшими сложностями мы сталкиваемся на польском рынке. Потребление пива в Польше не падает, но на рынке присутствуют три крупные пивные компании, каждая из которых хочет увеличить свою рыночную долю, в результате чего возникают ценовые войны. То есть, объем рынка в литрах остается стабильным, но в деньгах он падает.
Противоположная ситуация во Франции. Рынок в деньгах растет, появляются новые пивоварни, у потребителей растет интерес к пиву. Франция — традиционно винная страна, но сейчас все больше потребителей отдают предпочтение пиву, а не вину — например, во время ужина.
Заметны ли новые тренды на таких традиционных пивных рынках, как Великобритания или Германия?
Нет, особенных изменений здесь нет. Эти рынки очень конкурентные. Рынок Германии очень фрагментированный. На рынке Великобритании все время появляются новые локальные бренды. Как я говорил ранее, на традиционных пивных рынках растет доля потребителей безалкогольного пива. К примеру, в Нидерландах в прошлом году эта категория выросла сразу на 27%. Это отчетливый сигнал, что популярность безалкогольного пива будет расти и на других рынках.
Уточните ситуацию с акцизной политикой в отношении пива в Европе.
В Западной Европе в этом вопросе все более-менее стабильно. В Восточной Европе акцизная политика менее стабильна. Мы понимаем, что правительства хотят получить от пивной отрасли больше поступлений в бюджет, но к этому вопросу нужно подходить взвешенно. С наибольшими сложностями мы сталкиваемся по причине того, что рост акцизов происходит резко, мы как компания не успеваем подготовиться. Рост цен вследствие роста акцизов негативно воспринимается потребителями. Мы поддерживаем поэтапный рост акцизов, к которому потребителю легче адаптироваться.
В отдельных странах — к примеру, в России — правительство даже приняло решение отказаться от роста акцизов. Из-за непродуманного роста налогов поступления в бюджет снизились, а не выросли. Рост цен из-за акцизов привел к резкому падению потребления пива, а значит и к падению поступлений в бюджет.
Компания заявляла, что из-за падения объемов потребления пива в России была вынуждена закрыть два предприятия. Если ли планы по дальнейшему сокращению количества фабрик или, наоборот, по открытию ранее закрытых предприятий?
У нас пока нет планов по закрытию новых предприятий, как и по возобновлению работы ранее закрытых. Россия — большая страна, на фоне роста транспортных расходов закрывать предприятия уже не выгодно. Конечно, если ситуация на рынке будет ухудшаться и падение объемов производства продолжится, мы, возможно, пересмотрим наши планы.
Помимо России, закрывала ли компания заводы в других странах Европы?
Не закрывала, и таких планов нет. Но на фоне сокращения потребления пива компания постоянно думает об оптимизации ресурсов. Мы постоянно мониторим ситуацию, особенно на таких проблемных рынках, как Россия и Украина.
Вопрос о закрытии заводов в Украине не стоит на порядке дня?
Сокращать свое присутствие в Украине мы не намерены. Мы очень надеемся, что наши консультации с правительством будут иметь результаты и оно поймет, как важна для индустрии понятная и предсказуемая налоговая политика.
Если сравнивать польский, российский и украинский рынки, то на каком из них компании сложнее всего работать?
Мы любим все три рынка (смеется). На каждом из них есть свои особенности. Сложности на российском рынке связаны с акцизной политикой. Проблемы на польском рынке связаны с жесткой конкуренцией. В Украине главные сложности связаны с экономической ситуацией, которая негативно влияет на покупательную способность.
Насколько украинский рынок пива "неразвит" по сравнению с европейским?
Его точно нельзя назвать "неразвитым", если анализировать количество брендов на рынке или качество продукции. Он несколько неразвит с точки зрения уровня цен. Цены на пиво в Украине очень низкие, если сравнивать с Европой. Однако с точки зрения покупательной способности картина совсем другая: другими словами, пиво в Украине не такое уж и дешевое, если сравнивать цены с реальными зарплатами украинцев.
Можете ли вы предсказать дальнейшее развитие украинского пивного рынка?
Я — нет. А вы? (смеется). Это очень сложно. Но цели у нас четкие. Мы в Carlsberg продолжим развивать имеющиеся у нас бренды, но также будем расширять наш портфель продуктов в связи с тенденцией к переходу потребителей на безалкогольное пиво, а также крафтовые и специальные марки пива. Я уверен в дальнейшем развитии пивного рынка в Украине. Все, конечно, зависит от экономической ситуации и действий правительства.
То есть, европейские тенденции роста спроса на крафтовое и безалкогольное пиво придут и в Украину?
Конечно. Из-за низкой покупательной способности возможно эти сегменты будут не так активно развиваться, как в Европе, но однозначно будут.
Насколько интересен украинский пивной рынок для крупных международных игроков, которые на нем пока не представлены? Стоит ли ожидать в ближайшее время прихода в Украину крупных пивных компаний?
Очень надеюсь, что нет (смеется). Ведь это означает ужесточение конкуренции на рынке. Мы видим у украинского рынка большие перспективы, так как мы уже обозначили здесь свое присутствие и в течение многих лет вкладывали деньги в этот рынок. Для пивных компаний, которые здесь не представлены, возникают большие опасения на предмет возвращения инвестиций. К примеру, Carlsberg очень хотел бы работать на рынках Южной Америки, но там слишком много конкурентов, в том числе местных пивоваров. Поэтому мы сосредоточили свои усилия на тех рынках, где наша продукция занимает если не первое, то хотя бы второе место.
Возвращаясь к вашему вопросу. Я не думаю, что в ближайшее время в Украину придут новые пивные компании. Но все может измениться в случае возобновления экономического роста.
Уточните, планирует ли Carlsberg инвестиции в украинские предприятия.
Учитывая экономическую ситуацию и постоянное падение объемов производства, наши инвестиции направлены на то, чтобы ничего не закрывать в Украине. Мы заняли выжидательную позицию и ждем улучшения экономической ситуации.
Можете уточнить, что имеется в виду? Назвать конкретные суммы?
Скажу так: мы несем расходы, которые не хотели бы иметь. Отдельные наши пивоварни не эффективные, но они продолжают работать.
А что должно произойти, чтобы компания все же задумалась о закрытии?
Дальнейшее падение объемов рынка. Но мы делаем все, чтобы этого не произошло. Поскольку это будет плохо для нас как компании и для инвестклимата в Украине.
Есть ли перспективы у украинских национальных пивных брендов на европейском рынке?
Вопрос сложный. Национальные пивные бренды в Украине очень "украинские". Мы называем их "архетипными". Для национального рынка это хорошо: они понятны локальному потребителю. Это характерно не только для вашей страны — то же самое, к примеру, в Норвегии. В таких условиях сложно экспортировать бренды на другие рынки. Поэтому на каждом рынке мы стараемся достигнуть баланса — иметь локальные и международные бренды.
Интересно ли компании производить пиво под международными брендами в Украине и экспортировать их в Европу, учитывая низкую стоимость производства?
Мы, как правило, этого не делаем, поскольку это очень дорого — экспортировать пиво на другой рынок.
Даже учитывая резкое падение национальной валюты?
Еще несколько лет назад ситуация на украинском пивном рынке была совсем другая. Мы не можем строить нашу долгосрочную стратегию исходя из того, что в какой-то стране из-за девальвации стоимость производства снизилась. Ситуация может резко измениться.
Есть ли экспортные перспективы у других, не пивных брендов компании, к примеру "Квас Тарас"?
Как раз недавно обсуждали эту тему в рамках стратегии развития компании до 2022 года. Мы видим перспективы роста потребления безалкогольных пивных напитков. Квас можно рассматривать как пример "солодосодержащего" напитка, который имеет шансы заинтересовать европейский рынок.
Наверное, под другим именем?
Конечно, под другим брендом и с немного другим, адаптированным вкусом, исходя из предпочтений локальных потребителей.
Беседовала Татьяна Рясная