Нефтяной интерес "Привата"

На долю бизнес-группы "Приват" приходится существенная часть украинского рынка светлых нефтепродуктов. При этом она фактически контролирует огромное количество предприятий отрасли: от добычи до розничной продажи

В событиях, происходящих в последнюю неделю вокруг "Укрнафты" и "Укртранснафты", постоянно фигурирует фамилия главы Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского. Его личный интерес ко второму предприятию косвенно подтвердился поздно вечером, когда он появился в офисе государственного ПАО "Укртранснафта".

Большинству граждан Украины Коломойский известен как совладелец крупнейшего в стране "Приватбанка", а также как ключевая фигура в так называемой бизнес-группе "Приват", которая, впрочем, не имеет юридических очертаний.

[graph_678]

Одной из основных сфер интересов "Привата" является нефтерынок во всех его проявлениях: от добычи нефти до реализации бензина и дизтоплива на АЗС. Впрочем, часть фактов тяжело подтвердить документально, поэтому приходится лишь предполагать, кто именно из участников бизнес-группы имеет интерес к конгломерату, на основе которого можно было бы создать достаточно крупную вертикально-интегрированную компанию.

Нефтедобывающий актив "Привата", пожалуй, наиболее известное предприятие в этой вертикали. Более половины акций ПАО "Укрнафта" формально принадлежит государственному НАК "Нафтогаз Украина", однако из-за особенностей отечественного законодательства государство долгие годы фактически было отстранено от управления. В том числе, не участвовало в распределении дивидендов. В нынешнем году фактически ради этого предприятия парламентарии дважды переписывали Закон Украины "Об акционерных обществах". Вчера наконец-то удалось принять норму, согласно которой кворум собраний акционеров для всех АО был уменьшен с 60% + 1 акция до 50% + 1 акция. Закон еще должен быть подписан Президентом Украины и опубликован, однако, это уже технические детали.

Нефть, добытая "Укрнафтой", транспортируется по системе магистральных трубопроводов второго скандального актива — ПАО "Укртранснафта" (УТН). Это предприятие на 100% принадлежит государству, однако с 2009 года председателем правления является Александр Лазорко, который считается человеком Коломойского.

Деятельность "Укртранснафты" целиком и полностью регламентируется государством. Компания оперирует магистральными трубопроводами, проложенными на территории Украины, а также сетью нефтехранилищ. Одно из стратегических направлений деятельности — оказание услуг по транзиту российской нефти через Украину. Однако в последнее время роль этого бизнеса все ниже из-за охлаждения отношений с РФ и остановки большинства отечественных НПЗ. Впрочем, по сообщениям СМИ, некоторые заводы остановились именно "благодаря содействию" "Укртранснафты". В частности речь об Одесском НПЗ, который, находясь в собственности российского "Лукойла", не смог найти взаимопонимания с компанией-транзитером сырья и был вынужден прекратить производство.

Еще один спорный момент в работе УТН — технологическая нефть, которая находится в действующих и законсервированных трубопроводах. Балансовый учет этого сырья ведется по ценам, очень далеким от рыночных, так как его закачка происходила во времена дешевой нефти. Поэтому сейчас есть большой соблазн отрезать от трубы тот или иной некогда стратегический объект, выкачанную нефть переработать, топливо продать. С учетом того, что единственный работающий в стране НПЗ — это кременчугская "Укртатнафта", также контролируемая "Приватом", то не удивительно, что у государства есть вопросы по эффективному использованию ресурса.

ПАО ТФПНК "Укртатнафта" (Кременчуг) — крупнейший, но не единственный НПЗ бизнес-группы. На Западной Украине простаивают еще два небольших завода: "Нефтехимик Прикарпатья" и "НПК-Галичина", в каждом из которых, по оценкам СМИ, группе принадлежит более 70% акций. Оборудование предприятий устаревшее и неэффективное, поэтому они не могут составить конкуренцию зарубежным производителям. Однако на их территории есть нефтяные резервуары, которые, в частности, были использованы для хранения нефти, выкачанной из трубопроводов "Укртранснафты" в зоне АТО.

А вот Кременчугский НПЗ, контроль над которым структуры "Привата" получили в результате жесткого противостояния с российской "Татнефтью", действует довольно успешно, ежегодно перерабатывая большую часть нефти украинской добычи. Кстати, в этом предприятии партнером "Привата" также является государство в лице НАК "Нафтогаз Украины".

Роль "Привата" на рынке светлых нефтепродуктов не ограничивается добычей и производством. Группа контролирует крупнейшую розничную сеть, в которую входят АЗС, работающие под брендами "Авиас", "Укрнафта", ANP, "Сентоза" и десятком других названий. Всего их более 1 600, с учетом тех, что остались в Крыму и на Донбассе. Независимые сети также имеют доступ к бензину и дизтопливу, произведенным в Кременчуге, через нефтебазы, которых насчитывается более 60.

По оценкам Госстата Украины, в стране имеется приблизительно 7,8 тыс. автозаправочных станций, таким образом, изучаемая бизнес-группа контролирует более 20% розничных продаж бензина и ДТ. В отдельных регионах (например, в Днепропетровской и Запорожской областях) ее доля превышает 40%. Следует отметить, что розничная цена светлых нефтепродуктов на АЗС "Авиас"-партнеров, как правило, заметно ниже, чем в других крупных сетях. Это объясняется использованием сырья отечественной добычи, а также более низким сервисом на заправках сети (на большинстве из них нет заправщиков, магазинов, кафе).

Однако благодаря фактору цены они пользуются популярностью среди водителей и во многих случаях не имеют альтернативы. Поэтому любое нарушение нормальной работы сети может привести к панике среди автомобилистов. Последний раз такое случалось летом 2014 года и, по официальной версии, было связано с инвентаризацией.

Значение "Привата" на рынке светлых нефтепродуктов, равно как и значение этого рынка в деятельности бизнес-группы, сложно переоценить. Впрочем, дать точную оценку его масштабам тоже непросто, так как большая часть бизнесов интегрированы в вертикальную структуру на уровне владения через оффшорные структуры или даже благодаря лояльному менеджменту.