Неустойчивая устойчивость от автора "Экологии коммерции"

За что гуру в области устойчивого развития критикуют эту концепцию, а также концепцию корпоративной социальной ответственности и что предлагают взамен

Шесть ведущих мировых лидеров-пионеров в сфере устойчивого развития были названы проектом Pioneers of Sustainability: Lessons from Trailblazers.

Ими оказались три известных специалиста- эксперта — эколог Пол Хоукин, Питер Сенге, основатель Общества организационного обучения, и профессор Гарвардской бизнес-школы Майкл Портер и три CЕО — Ли Скотт из Walmart, Пол Полман из Unilever и Рэй Андерсон из Interface, недавно ушедший из жизни.

Авторами исследования стали Эллен Вейнреб, основатель Weinreb Group, и Джеймс Эпштейн-Ривз, президент Do Well Do Good. Первая компания занимается поиском руководящего персонала, специализирующегося на устойчивом развитии и КСО. Вторая — консалтингом по вопросам стратегий и коммуникаций в сфере устойчивого развития.

"Я был поражен тем, что каждый из этих пионеров-чемпионов обладает чертой, которой обычно не хватает в устойчивом развитии, — смелостью", — делится впечатлениями от общения с фигурантами исследования Джеймс Эпштейн-Ривз.

Общее в характере пионеров-чемпионов устойчивого развития — они не распыляются по мелочам и сосредоточены на новых идеях, например таких, как устойчивая коммерция. Мало того, они имеют смелость продвигать революционные идеи.

Один из гуру Майкл Порте считает, что если любой социальный вопрос или проблема приводят к росту затрат и снижению прибыльности компании, то это вызвано "целиком ущербным инстинктом".

Авторы исследования советуют тем, кто готов идти по их следам: "Бросайте вызов себе, коллегам, своей компании и тем бизнесам, с которыми взаимодействуете, чтобы достичь большего". И в заключении цитируют Ли Скотта. Экс-СЕО Walmart утверждает, что прийти к новому порядку вещей возможно только в том случае, если "начать, двигаться вперед, невзирая на неопределенность".

Знакомим вас с одним из гуру — Пол Хоукин, эколог, предприниматель, журналист и писатель.

Неустойчивая устойчивость Пола Хоукина

Редко бывает, когда всего лишь одна книга вызывает революцию, особенно в бизнесе. Но именно такое влияние в свое время оказала книга "Экология коммерции" Пола Хоукина. Хотя, как и все революционное, изложенные в ней идеи поначалу не были восприняты общественностью. Но с течением времени они стали чрезвычайно популярными.

"Либо мы делаем бизнес социально ответственным, либо мы, бизнесмены, направляемся прямиком к похоронному бюро, — говорил Пол Хоукин еще в 1992 году на Commonwealth Club в Сан-Франциско.

"Бизнес сегодня является единственным механизмом, способным осуществить изменения, необходимые для предотвращения глобальной экологической и социальной деградации". Пол Хоукин, эколог.

"К этой планете изначально прилагался пакет инструкций, но мы, кажется, потеряли их. Цивилизации нужна новая операционная система. Нужно переустановить ее в ближайшие десятилетия", — в 2009 году обратился он к студентами Университета Портленда.

Хоукин видит проблему в том, как измеряют экономическую систему. "Пока мы изучаем, что было куплено, в противовес тому, что было сделано, мы всегда будем приходить к ложным выводам, — сказал он в интервью Global Oneness Project. — В действительности, правильное изучение экономики — это фокус на выполнении, а не на потреблении. Что по-настоящему имеет значение — так это удовлетворение человеческих потребностей и стремлений".

Как бы там ни было, но барьеры, возникающие при попытках достижения этих задач, носят системный характер: "Бизнес нужно будет интегрировать в экономические, биологические и человеческие системы, чтобы создать устойчивый метод торговли. Как бы настойчиво мы ни пытались стать устойчивыми на уровне компаний, мы не сможем полностью преуспеть до тех пор, пока не будут перестроены институции, обслуживающие коммерческий сектор".

Согласно Хоукину, устойчивое развитие — штука неустойчивая. Поэтому он советует почувствовать флюиды, соединяющие мир, и связать последствия нашего воздействия на экологию и общество.

Что думают по поводу устойчивого развития остальные лидеры — участники проекта Pioneers of Sustainability — в дальнейших публикациях на портале Delo.UA.

Подготовила Галина Петренко.

Источник информации: Marketing Media Review