Нежданный ренессанс: события в Крыму и Донбассе заставили украинский ВПК бурно развиваться

Гибридная война с РФ застала военпром Украины в "полусне". Отрасль всегда была завязана на экспорт, причем в основном — в РФ. Теперь же отечественная "военка" быстро наращивает производство для ВСУ, становится важной частью ВВП и даже готовится к приватизации
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Прошедший год принес украинскому ВПК значительное оживление: конфликт на Востоке продолжается, загружая "оборонку" заказами. Так, если в 2014 г., по данным Минобороны, государственный оборонзаказ (ГОЗ) составил примерно 2 млрд грн — или $166,7 млн по курсу 12 грн/$, то в 2015-м он уже превысил 5 млрд грн ($227,3 млн по курсу 22 грн./$).

Это позволило закупить 3756 единиц вооружения и военной техники — включая 1441 единицу новой и модернизированной. Общий же объем продукции, произведенной в отрасли, достиг 17 млрд грн.

В 2014 году доля военпрома в ВВП оценивается Минэкономразвития в 1,8%, в 2015 — 2,1%, а на 2016-й Президент Петр Порошенко обещает 2,5%.

Совокупные же военные расходы, включая вспомогательные, смежные и т.п., в этом году превысят 5% ВВП, или 113,6 млрд. грн. — т.е. удельно больше, чем в той же РФ, где на 2016 г. это 3,7% ВВП (3,1 трлн руб., или $39,7 млрд. по актуальному курсу).

И если в позапрошлом году холдинг "Укроборонпром" получил чистый убыток в 348 млн грн., то за 9 мес. 2015-го получилась чистая прибыль в 1,6 млрд грн. Глава "Укроборонпрома" Роман Романов считает, что в целом за прошлый год прибыль холдинга зафиксируется на уровне 1,5 млрд грн. Такие результаты достигнуты, в том числе, и за счет экспорта вооружений, который продолжается, несмотря на АТО и модернизацию национальной армии. Но это идет не в ущерб обороноспособности: за рубеж отправляется то, что специально выпускается для иностранных заказчиков, отмечает Delo.UA военный эксперт Юрий Колесников — к примеру, БТР-4 или танки "Оплот".

А вот советское оружие и технику со складов экспортировать в 2015-м перестали: ремонтируют (или модернизируют) и направляют в войска.

Параметры возрождения

ВПК Украины опирается на советское наследие. По данным МЭРТ, на начало 90-х годов в УССР работало 3594 предприятия оборонного и двойного назначения со штатом примерно 3 млн чел. В чисто военном производстве было задействовано порядка 700 заводов и организаций с совокупной занятостью 1,45 млн чел. На 2013 г. в стране оставалось порядка 140 различных предприятий ВПК примерно со 100 тыс. работников, включая 13 активов в Крыму и 12 в "ДНР/ЛНР".

В Крыму остались прежде всего верфи и авиаремонтные площадки в Евпатории и Севастополе. В Донбассе — такие известные производители, как Луганский патронный завод, "Луганский машиностроитель — 43", химический завод "Заря" (Рубежное), "Юность" (Краснодон; оба — Луганщина), "Топаз" (Донецк). Некоторые мощности демонтируются и вывозятся в РФ.

Это потребовало срочной организации выпуска ряда компонентов на альтернативных мощностях. Кроме того, предпринимаются усилия по ослаблению зависимости от комплектующих из РФ: из 8 тыс. позиций удалось заместить более 30%. "Сейчас критической зависимости (от России — Ред.) нет", — констатирует заместитель гендиректора "Укроборонпрома" по производству Юрий Пащенко.

До начала АТО акцент в деятельности ВПК делался на экспорте, в т.ч. имеющихся армейской техники и имущества (т.н. складской экспорт). По итогам 2013 г. тогдашний глава "Укроборонпрома" Сергей Громов признавал, что производство для ВСУ относительно 2012-го упало в 4 раза. Теперь же оно быстро растет.

В приоритеты ГОЗ входит закупка (и дальнейшая разработка) различной отечественной бронетехники, высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а также систем управления подразделениями и средств связи. Уже летом-2014 некоторые оборонщики работали в 3 смены и с ограниченными выходными. Тем не менее, мощности "Укроборонпрома", по его собственной оценке, остаются загруженными лишь на 40%.

Значительная часть отрасли занята ремонтом и посильной модернизацией техники, находившейся на хранении, а также ремонтом машин, поврежденных в боях на востоке страны. Это Львовский, Житомирский, Киевский, Харьковский бронетанковые, Шепетовский и Николаевский ремонтно-механические заводы.

По родам войск

Быстро оживает и выпуск новых вооружений. Так, восстанавливается серийное изготовление танков на заводе им. Малышева (Харьков). Наиболее современен "Оплот" — глубокая модернизация советского Т-84, но пока что идея его серийного производства идет со скрипом. Лучше налажена модернизация Т-64 до уровня "Булат". В будущем "Укроборонпром" допускает открытие производства танков в столичном регионе, т.к. харьковские мощности расположены в опасной близости от российской границы.

Что касается бронемашин, то Николаевский ремонтно-механический завод занимается обновлением БТР-70 до уровня БТР-70ДИ и до чисто отечественного варианта — БТР-7. А харьковским КБ машиностроения им. Морозова разработан БТР-4, который после неудачного контракта с Ираком начал активно поступать на вооружение ВСУ (наряду с БТР-3Е). Также начата модернизация разведывательных БРДМ-2 до уровня БРДМ-2ДИ "Хазар", разработаны новые БМ "Дозор-Б" (на этот проект уже направили 60 млн грн), "Спартан", "Барс", а КрАЗ по лицензии Канады производит бронемашины "Кугуар". Среди перспективных разработок — боевые машины пехоты БМПТ-64, БМП-55, ЮТМП-84.

Обновляется и реактивная артиллерия: это первая украинская система залпового огня (РСЗО) БМ-21У "Верба" на шасси КрАЗ-6322-010, а также развитие РСЗО 9К57 "Ураган" — модель КрАЗ-63221РА "Бастион-03".

Если же говорить о радиолокации, то ключевым проектом является усовершенствованная станция радиоэлектронной разведки "Кольчуга-М", выпуск которой может начаться уже в ближайшее время (сегодня на вооружении стоит 19 "Кольчуг" старого образца). Для этого "Укроборонпром" формирует на других площадках альтернативные мощности на замену ключевому поставщику компонентов "Кольчуги" — донецкому предприятию "Топаз".

Есть и неплохая база изготовления современных боеприпасов, один из лидеров тут — ГАХК "Артем", специализирующийся на высокоточных снарядах для бронетехники и авиации. Столичное КБ "Луч" известно высокоточными противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) "Стугна", "Корсар" и "Скиф" (совместный с Беларусью) для бронетехники и вертолетов.

Пожалуй единственное исключение — боевые самолеты, которые в Украине не производятся. Однако имеется около 10 авиаремонтных заводов, способных обслуживать все типы самолетов и вертолетов производства бывшего СССР. А компания "Авиакон" (Конотоп, Сумская область) модернизирует боевые вертолеты Ми-8МТ и Ми-24, в т.ч. вторые — совместно с французской корпорацией Sagem. В 2016 г. намечено наконец начать работу над собственным производством лопастей для военных геликоптеров.

Обновление ВМФ в последние годы было скорее желанием, чем реальными действиями. Но после того, как его основная часть была заблокирована в Крыму, вопрос стал более актуальным. Усиливается важность программы строительства на николаевском Черноморском судостроительном заводе корветов проекта 58250 (сторожевые корабли по советской классификации). Головное судно было заложено еще в мае 2011 г., всего же до 2021 г. предполагалось построить 10 ед. Пока нет ни одного. А вот производство военных судов на воздушной подушке, освоенное на феодосийском заводе "Море" также, как и часть флота, остались в Крыму.

Экспорт вопреки

В 2014 г. Украина даже вернулась в десятку мировых экспортеров вооружений, заняв 9-е место. По результатам 2015-го ввиду активной переориентации "вовнутрь" этот показатель вряд ли сохранится, но он хорошо иллюстрирует экспортный потенциал отрасли, составляющий не менее $3-4 млрд ежегодно. Более того, Кабмин рассчитывает в последующие годы поднять страну до 5-й строчки глобального рейтинга экспортеров.

Предпосылки для этого есть: пользуются спросом отечественные танки и БТР, РЛС и минометы, высокотехнологичные боеприпасы и т.д. Отдельные неудачи (как при контракте с Ираком) не отменяют этого потенциала, подчеркивает эксперт Колесников.

Тем более, что военная напряженность растет в самых разных регионах мира, от Африки до Дальнего Востока, и это подогревает спрос на вооружение. Есть и проекты их лицензионного выпуска за рубежом — в Польше (ПТРК "Барьер"), Казахстане (БТР-4, Ан-140), Таиланде (БТР-3).

Ремонт и модернизация техники тоже занимает среди экспортных заказов особое место. Наиболее знаковым за последние годы контрактом стало обновление 105 единиц Ан-32 для ВВС Индии. Меньшие объемом контракты по самолетам есть с Египтом, Алжиром, Индонезией, Малайзией. Прорабатываются и другие варианты ремонта и модернизации авиатехники "Антонова" или оснащенной двигателями "Мотор Сич".

Не упустить шансы

События в Крыму и Донбассе привели к бурному росту отечественного военпрома, который становится таким, каким не мог бы стать без "гибридной агрессии" РФ. При этом отрасль форсированными темпами замещает российские запчасти, в т.ч. переходя на западные: в "Укроборонпроме" сообщают, что такая кооперация налаживается с компаниями США, Канады, Франции, Италии, Польши, Чехии, Турции, Индии.

ВПК играет все большую роль в экономике, поддерживая ее в кризисный период. Допускается и приватизация профильных активов — прежде всего западным капиталом, который может принести в отрасль дополнительные инвестиции. Как вариант, возможно создание СП: уже готовится соответствующий законопроект. Также иностранцев интересует и создание совместных научно-исследовательских центров. Данное предложение высказывал директор Подсекретариата оборонной промышленности Турции Исмаил Демир, говоря о целесообразности совместного центра по анализу применения перспективных военно-технических разработок в современных военных конфликтах.

Однако сдерживающим фактором развития остается коррупция, плюс инертность и косность мышления отраслевой бюрократии. Показательный пример приводят в МЭРТ: закупщикам в МО и армии проще приобретать вооружение в России по привычным схемам, чем прилагать усилия для импортозамещения. Для сохранения таких "привычек" необходимая продукция закупается на отечественные фирмы-посредники (возможно, по другим кодам внешнеэкономической деятельности) и потом перепродается в ВСУ. Заказчики порой попросту ленятся использовать аналоги, производство которых уже освоено в Украине.

Впрочем, и тут есть позитив: в "Укроборонпроме" уверяют, что в 2015 г. оптимизация управления сектором принесла экономию в 375 млн грн.

В частности, предприятие перешло на электронные тендеры по системе ProZorro, благодаря которой у "Укроборонпрома" появилось 7935 новых поставщиков. Реальные перспективы украинского ВПК зависят не только от производственных и финансовых показателей, но и от преодоления негативов, тянущихся еще с советских времен, — коррупции, бюрократичности, низкой управленческой и производственной эффективности. Современная внешнеполитическая ситуация создала для такого преодоления — и для качественного развития "оборонки" — довольно неплохие шансы. Будем надеяться, что этому поможет госпрограмма реформирования и развития ВПК на период до 2020 г., которую в ближайшее время должны разработать в МЭРТ.