Никто в России крымские вина и коньяки, а тем более водку с распростертыми объятиями не ждет — глава "Олимпа"

Юлия Самойлова, генеральный директор "Украинской алкогольной компании "Олимп", рассказала Delo.UA, как социально-политический кризис в Украине и отделение Крыма сказались на работе алкогольных компаний

По итогам 2013 года производство водки в Украине упало на 18%. Снижение продолжилось и в 1 квартале 2014 года. Продолжится ли падение до конца года?

Падение объемов продаж легальных производителей водки отражает общеукраинский тренд снижения покупательской способности из-за сложной ситуации в стране. Негативное влияние на отрасль оказывает рост акцизов, удорожание стоимости комплектующих и спирта, инфляция. Цена на водку будет расти, а это означает, что потребление, скорее всего, будет снижаться. С 1 июля опять повышаются акцизы. Что будет с рынком, каково будет падение — пока спрогнозировать трудно.

Вы отметили рост стоимости спирта. На сколько подорожало сырье?

С 1 мая "Укрспирт" должен был поднять стоимость спирта на 21 грн. Нам удалось через ассоциацию "Укрводка" договориться, что спирт будет дорожать поэтапно — в течение трех месяцев по 7 грн. Раньше спирт стоил 168 грн за литр. Резкий скачок в увеличении стоимости сразу на 21 грн привел бы к существенному подорожанию на полке. Мы этого допустить не могли.

На сколько, по вашим оценкам, возрастет стоимость водки из-за роста акцизов и удорожания спирта?

Грядет существенное подорожание водки на рынке. После 1 июля стоимость пол-литровой бутылки водки у производителя вырастет как минимум на 7 грн. А на полке покупатель увидит подорожание минимум на 9 грн. Если сейчас средняя цена бутылки водки 35 грн, то после подорожания водка будет стоить порядка 44-45 грн.

Ассоциация "Укрводка" выступает за рост минимальной розничной цены на водку до 39,9 грн за 0,5 л. Поддерживаете ли эту инициативу?

Рост минимальной розничной цены должен произойти, ведь на данный момент она сильно отстала от реальной ситуации на полке. С учетом поднятия акциза с 1 марта и 1 июля цена в 39,9 грн за пол-литра выглядит адекватной. Это та цены, которая удовлетворила бы максимум производителей. Когда минимальная цена завышена, то это выгодно крупным игрокам. Региональным производителям конкурировать становится сложнее. Я за то, чтобы минимальная розничная цена была сбалансирована между крупными и мелкими производителями. Это нужно для нормальной конкуренции на рынке.

Как сказалось падение рынка на потребительских предпочтениях потребителей? Стали ли украинцы меньше пить?

Люди пьют не реже, но меньше. Наша продукция продается в разных емкостях. Доля емкости 0,25 л выросла с 25% до 50% от общего объема продаж. Если смотреть в литрах, то налицо падение потребления.

При падении потребления водки конкуренция на рынке ужесточается. Такой тренд характерен не только для алкогольного рынка. С рынка никто не уходит, крупные компании имеют свои производственные площадки, в которые инвестировано много средств. Производители сейчас борются за каждый проданный литр.

Что предпринимают производители чтобы сохранить свою долю на рынке?

Очень много денег компаниям сейчас приходится тратить на вывод новых продуктов. В последние год-два восстановилась тенденция вывода новых ТМ. С 2008 по 2011 новинки на водочном рынке практически не появлялись. Каждый крупный производитель пытается оптимизировать свой портфель, убрать старые марки, которые потеряли актуальность. Вывести новую марку или реанимировать старую стоит больших денег.

Я так понимаю, что от премиальных ТМ компании отказываются…

Практически все производители работают в одном сегменте — среднем, с ценой продукта на полке в районе 35-37 грн. Многие компании отказались от развития премиального и субпремиального сегментов. Стоимость вывода такой ТМ равна стоимости вывода продукта среднего ценового сегмента, но отдача от премиального сегмента существенно ниже в силу невысокой покупательской способности потребителей. Премиальный сегмент хорошо себя чувствует на растущем рынке. Сейчас не то время. Потребители, которые ранее выбирали премиальную украинскую водку, сейчас переходят на импортный крепкий алкоголь. Украинские производители сейчас все усилия бросили на развитие массового сегмента.

Заметили ли вы снижение потребления водки в HoReCa?

Да, мы отмечает существенное падение потребления алкогольной продукции в HoReCa, что связано со снижением количества посетителей. Потребители стали более экономными.

Ожидаете ли вы рост нелегального рынка из-за очередного повышения акцизов? Заметны ли действия государства по борьбе с контрафактом?

Все легальные производители надеются, что после смены власти ситуация изменится и госорганы начнут бороться с контрафактной продукцией. По нашим подсчетам, доля нелегального алкоголя с "левой" акцизной маркой, с помощью которой и контролировался оборот, составлял около 50% рынка. Это огромный объем.

Насколько мне известно, в последнее время были проведены некоторые проверки тех производителей, которые занимаются контрафактом. Уже в апреле мы почувствовали, что такой продукции на рынке стало меньше. Продажи легального алкоголя чуть увеличились несмотря на негативную экономическую ситуацию в государстве. Надеемся, что контроль над серым рынком будет ужесточаться и ситуации, при которой 50% рынка в тени, не возникнет.

Второй важный момент — поставки спирта. Тут может быть два варианта — нелегальный импорт и незаконная отгрузка с государственных спиртзаводов. Контроль над сырьем должен ужесточится как на границе, так и на спиртзаводах.

Насколько снизились объемы производства УАК ОЛИМП по итогам 2013 года?

Объемы производства упали в соответствии с рыночными тенденциями. Но мы сейчас делаем все от нас зависящее чтобы не только прекратить снижать объемы, но и нарастить нашу долю. Мы намерены сфокусировать наше внимание на наиболее прибыльных позициях.

Поставляете ли сейчас водку в Крым?

До недавнего времени мы производили водку как в Харьковской области (ЛВЗ PRIME), так и на нашем заводе в Бахчисарае. Это позволяло покрывать потребности Крыма. Сейчас на полуострове реализуются те остатки, которые были наработаны ранее. Но мы чувствуем, что этих остатков на долго не хватит. Пока крымские власти приняли решение разрешить нам производить продукцию с украинской акцизной маркой, которая осталась на предприятии. Что будет дальше с производством водки в Крыму, непонятно.

Есть ли сложности с поставкой водки в Крым у других производителей?

Сейчас, насколько мне известно, проблем с поставками водки на полуостров нет. Отдельные производители даже увеличивают поставки в Крым, используя в своих интересах рост цен на продовольствие.

Какова судьба винно-коньячного завода "Бахчисарай"? Правильно ли я понимаю, что компания сейчас перерегистрирует завод в Крыму, согласно российскому законодательству?

Пока завод не перерегистрирован. Процедура достаточно сложная. В Крыму нет ни одного винно-коньячного предприятия, которое получило код налогоплательщика РФ. Это ключевая проблема, ведь мы не может продать ни одному российскому предприятию нашу продукцию без этой регистрации.

Вторая проблема — спирт. Мы не можем его получить даже по поручительству. Третья проблема — переход на российскую систему налогообложения. Сейчас намного больше вопросов, чем ответов. Мы особо не торопимся, у нас еще есть запасы вина.

А что с украинским рынком?

Мы сейчас ищем площадки на "материковой" Украине, где мы могли бы разливать вино и коньяк из нашего материала. Пока будет возможность вывозить сырье из Крыма, мы будем это делать — у нас там прекрасные виноградники. Работать в Крыму сейчас невозможно. Все предприятия на полуострове стоят, ни одна компания вина не производит. Все несут дополнительные убытки и затраты. Персонал либо сократили, либо отправили в отпуск. Каждый ищет варианты, как удержаться на рынке. Это очень сплотило всех производителей.

Какие мощности по розливу вина и коньяка вам интересны? Одесская область?

Мы сейчас рассматриваем две территории. Я бы не хотела раскрывать детали до момента подписания контракта. Одна из площадок находится в Одесской области.

Мы смотрим не только на сами мощности по розливу. Нас интересуют те предприятия, которые владеют собственной сырьевой базой. На первом этапе мы будем разливать из своего сырья, в дальнейшем будем также сотрудничать с компаниями, которые предложат нам виноматериалы и коньячные спирты высокого качества. Перед нами стоит очень много задач.

Сейчас поставляете вино из Крыма на "материк"?

Часть продукции мы оставили в Крыму для реализации на территории полуострова. Остальное вывезли в Украину.

Насколько может хватить этих запасов?

Многое будет зависеть от того, насколько быстро мы подпишем контракт по розливу в Украине. Вероятно, дефицит в какой-то период все же будет.

Пытаетесь ли продвигать свою продукцию на российском рынке?

Никто в России крымские вина и коньяки, а тем более водку с распростертыми объятиями не ждет. На российском рынке очень высокая конкуренция. Ситуация, вероятно, будет меняться, но когда и как, пока неясно.

Что будут делать другие производители? Разливать в Украине или продвигать свою продукцию на российский рынок?

Скорее двигаться в сторону России. Есть такое ощущение. В России вино и коньяк стоит дороже. Возможно, крымские виноделы будут разливать вино под российскими торговыми марками.

Проблемы с логистикой. Будут ли иметь право вина, произведенные в Крыму, поступать в Россию через территорию Украины?

Не знаю. Это один из самых больших вопросов на сегодняшний день. Поставлять продукцию через Керченскую переправу практически нереально. Там огромные очереди. Российские компании как раз по этой причине и тянут с решением о выходе на рынок Крыма.

На заводе в Бахчисарае вы производили сидр Ranetti. Cейчас вы также ищете партнера по розливу?

Сидр — это очень сложный продукт. Пока на территории Украины мы не нашли предприятие, которое может предложить нам такое высокое качество, которое было у нас.

Компания заключила контракт по розливу водки "Крымской водочной компании" на своем заводе. Производство уже запущено?

ЛВЗ PRIME — предприятие с большими производственными возможностями. Поэтому нас заинтересовало сотрудничество с "КВК". Они уже начали производство на нашем заводе, процесс запуска прошел очень быстро. Полки украинских магазинов уже наполняются продукцией, разлитой на нашем заводе.

Есть ли проблемы с экспортом водки в Россию?

Мы экспортируем водку, вино и коньяк. Сейчас продолжаются поставки, но заказов становится все меньше. Мы подписали очень хороший контракт по розливу водки на наших мощностях под российской ТМ. Сотрудничество должно было начаться 1 мая. К сожалению, они на днях прислали письмо, что отказываются от запуска. Вероятно, это связано с политическими вопросами. Можно предположить, что в России падает спрос на украинскую "горилку".

Если ли проблемы с пересечением украинско-российской границы?

Нет. Пока не чувствуем.

Оказывают ли влияние на работу компании события в Восточной Украине?

Мы очень переживаем за судьбу Восточной Украины и надеемся на скорейшую стабилизацию ситуации. Что касается бизнеса, то сейчас существуют некоторые проблемы с поставками в этот регион. Понимаем, это временно.

Справка. УАК "ОЛИМП" — украинская алкогольная компания, которая входит в пятерку лидеров алкогольного рынка Украины. На рынке с 2000 года. Владеет двумя производственными площадками — ЛВЗ PRIME и "Крымский вино-коньячный завод "Бахчисарай". В портфеле УАК "ОЛИМП" напитки пяти категорий: 5 водочных брендов: "Плакучая ИВА", "Малинівка", Prime, "Істинна", "Приватна колекція"; 3 коньячных: Lionel, "Марсель", "Бахчисарай", вина ТМ "Бахчисарай", яблочный сидр Ranetti, бальзамы ТМ "Бахчисарай".