Новые тренды в маркетинге: в чем сила big data analysis?

Сигитас Урбонавичиус, глава кафедры маркетинга Вильнюсского университета, рассказал Delo.UA, как изучение big data analysis может помочь современным маркетологам лучше понимать поведение потребителей
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На сегодняшний день практически в любой дискуссии, касающейся темы маркетинга, мы автоматически начинаем использовать такие термины, как "цифровой мир", "контент — маркетинг", "социальные медиа", "вирусный маркетинг" и т.д. Эти термины определили основные изменения в маркетинговой среде, которые произошли очень быстро. Потребители, а также маркетологи готовы жить в этой новой реальности. Отлично! Тогда давайте копнем немного глубже и проанализируем, какие наиболее существенные сдвиги произошли в области маркетинга и какие ключевые тенденции определяют столь массовое использование приведенных выше частично технических, частично креативных терминов.

Наверное, все согласятся, что в целом переход к широкому использованию цифровых технологий создает новые концептуальные рамки (framework) как для отдельных лиц, так и для бизнеса. Среди новых возможностей которые открывает маркетологам цифровая эра, мы нередко забываем еще об одном очень важном моменте, значение которого также быстро повысилось в эпоху Интернета и цифровых технологий — я говорю об огромных базах данных, существующих практически во всех сферах нашей жизни. Фраза "данные недоступны" уходит в прошлое. Более честно было бы признаться, что "мы не можем выделить необходимые данные из огромного массива информации и не знаем, как их правильно проанализировать и понять".

Вернемся ближе к маркетингу и продажам. В результате простейшего посещения супермаркета компьютерная система магазина получает большое количество данных — закупаемая продукция, цены, время покупки, скидки, кредитные/дебетные карты (если их использовал покупатель), а также дисконтные программы (накопительные карточки). Очень приблизительный расчет позволяет увидеть, какое огромное количество информации можно собрать за день в обычном магазине. А если представить, что мы говорим не об одном магазине, а о сети из 100 точек продаж, и не за один день, а, к примеру, за месяц? Полученные и правильно обработанные данные имеют колоссальное значение как для маркетологов, которые могут оценить эффективность использования тех или иных рекламных сообщений и кампаний, так и для всего бизнеса в целом.

Именно поэтому для бизнеса становится необходимым уметь различить скрытые в огромных массивах информации факты и тенденции и быть в состоянии понять их смысл. Как результат все больше ученых, да и практикующих маркетологов, все чаще используют такие термины как "анализ большого объема данных" (big data analysis), "добыча данных" (data mining), "многомерность" (multidimensionality) и т.д. Мы приходим к тому, что успех маркетинга на данный момент зависит от анализа данных гораздо больше, чем когда-либо ранее.

Другой очень важный момент — что анализировать? С одной стороны, ответ прост. В маркетинге абсолютное большинство данных отражает характеристики потребителя и его приоритеты, а также модели поведения при осуществлении покупок. Покупка может быть осуществлена в обычном или online-магазине, с использованием новейших мобильных приложений или без использования каких-либо технологических устройств вовсе, вместе с тысячами друзей в пределах глобальной сети или самостоятельно. В конечном итоге бизнес интересует одно — логика поведения покупателя. Следовательно, современный маркетинг нуждается не столько в математиках, которые прекрасно умеют анализировать данные, а скорее в маркетологах, которые на основании математического анализа могут сделать выводы относительно причин того или иного поведения потребителей. Эта интеграция двух сторон по-прежнему встречается крайне редко.

Маркетинг все больше нуждается и в еще одном новом типе интеграции. Я сейчас говорю не об интеграции коммуникативной или синергии между различными маркетинговыми решениями. Это и так хорошо известно. Я говорю о возросшей потребности в интеграции всех маркетинговых и коммуникативных видов деятельности с адекватным пониманием потребительского поведения, которое основано на квалифицированном анализе имеющейся информации. Маркетологи должны понимать, что главная цель их деятельности не в том, чтобы только проявить креативность, провести успешные кампании или достичь других запланированных целей.

Реальная задача заключается в понимании и управлении потребительским поведением с использованием соответствующих комплексных механизмов. Если такое понимание достигнуто, то маркетинговые шаги будут действительно адекватными и, следовательно, успешными. А это значит, в итоге мы сможем прийти к знаменитому "win-win" решению (при котором в выигрыше оказываются все).