О высоком. Знаете, у нас ведь это тоже есть

Самый распространенный вопрос после "и как тебе, бедненькой, живется на товарах украинского производства" — это "а как же ты развлекаешься". Поэтому сегодня расскажу о своем "культурном" досуге и открытиях. Несмотря на то, что Delo.ua деловое издание
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Поскольку "из всех искусств для нас важнейшим является кино", его, родимое, я и решила отсмотреть с подругой — главным редактором Vogue Ukraine Машей Цукановой. Начали мы с Украинской новой волны, о чем пожалели так минуты с пятой. Хорошая операторская работа, увы, не заменит плохие сценарии, отсутствие в них логики, неправдоподобную игру актеров, затянутые паузы и фальшивые жесты, а также не выведет тараканов из головы тех, кто это создает.

Несмотря на специальное кинематографическое образование, писать рецензию не буду, вот тут можно почитать максимально корректную критику по делу. Хотя лично я после просмотра долго не могла понять, почему молодые люди, выросшие в независимом государстве, снимают ахинею в духе партизанской войны за освобождение Шевченко от панщины. Общее настроение в короткометражках — все плохо и бездуховно. Кого авторы пытаются удивить, мне тоже непонятно, так как мы, жители, каждый день все это видим в жизни, а на международных фестивалях до нас уже насмотрелись кустарщины.

Следующая остановка — церемония награждения победителей конкурсов романов и киносценариев "Коронация слова". Вот саму литературу критиковать не смогу, поскольку Коронация открыла для меня несколько авторов и книг, которых я очень настойчиво рекомендую прочитать, а режиссерам — присмотреться как к основе для экранизации: Галину Вдовиченко с ее украинским Sex&City "Півяблука" и "Тамдевін", Максима Кидрука с его "Мексиканскими хрониками", пронзительную книгу "Століття Якова" Владимира Лыса и обязательно-обязательно "Із сьомого дна" Ярославы Бакалец и Ярослава Яроша.

Удивило на мероприятии в большей степени поведение патриотов, которые, как они утверждают, единственные, кто бережет культуру и духовность. Знаете, мое мнение — если ты надел вышиванку и требуешь любить эту страну в стиле 16-го столетия, то надо, как минимум, помнить, что мы живем в 21-м веке и красивой стране, где помимо известного поэта есть современная культура, искусство, архитектура, мода, производство и масса талантливых людей с горящими глазами. А жалобы о том, что "культура не дотируется", знаете, уже не актуальны в период, когда всем известно о существовании менеджмента и маркетинга.

Удивила телеведущая Оля Фреймут, которая вышла на сцену и сказала, что очень любит читать украинских писателей — Марию Матиос, Оксану Забужко, Люко Дашвар. Запнулась перед третей фамилией. Для тех, кто не в курсе — это все равно, если бы на вопрос, кого вы любите из русской литературы, вы ответили — Пушкина, Лермонтова, Толстого. Понимаем, да? А девушка, между прочим, слывет интеллектуалкой.

Смотреть нашумевший фильм "Хайтарма" мы уже шли в приподнятом настроении ("сейчас посмеемся, не понравится — уйдем"), и, несмотря на отзывы, больше 30 минут оставаться в кинотеатре не собирались. А чего еще можно ожидать от фильма, у которого в Киеве было только 2 сеанса в кинотеатре "Жовтень"?

Я не буду пересказывать, что происходило в зале, как плакали рядом взрослые мужчины, как в пиковый момент визжала на весь зал моя подруга, как в первый день мы не попали вообще в кино. Но из кинотеатра мы вышли ошарашенные. У меня на языке вертелся только один вопрос — почему, потратив полтора миллиона долларов на кино, продюсер не выделил из них 5 тысяч на то, чтобы нанять pr-менеджера? Почему этот фильм не идет во всех кинотеатрах страны? Почему до этого мы не снимали такое качественное со всех точек зрения кино?

После сеанса мы с Машей пили чай в кафе на Подоле и матом (сильнее слов не было) выражали свое восхищение. Посмотрели на кинопоиске состав съемочной группы, прогуглили биографии. Задались вопросом — где до этого момента были эти люди и как им удалось собраться в одном месте и сделать хорошую работу?

Я не буду писать полноценную рецензию: их, а также восторженные возгласы, можно почитать в интернете. Но мое личное мнение как историка кино по образованию и жительницы этой страны с собственным мнением — это лучшее, что снимали в Украине за годы Независимости. Даже если это политический заказ, то он сделан идеально. Отличная операторская работа, крепкий коммерческий сценарий, хороший композитор, музыка которого спасла те несколько моментов, где недотянули актеры; красивые герои, и на моей памяти — это первая попытка воплотить на украинском экране мужчину-героя-секс-символа. Эх, попал бы он мне в руки за 2 месяца до выхода фильма, я могла бы гарантировать как минимум несколько обложек для него и десятки фотосессий.

И еще. Если бы вместо всех слез, речей и пропаганды у нас сняли хотя бы один качественный фильм о Голодоморе, показав трагическую историю нации через судьбу конкретных людей, за которых можно было бы переживать, как это и сделал Ахтем Сейтаблаев, вопрос ставить или не ставить памятники, чтить или не чтить память, отпал бы сам собой. Это мое личное ИМХО.