Онлайн-порталы по продаже недвижимости переходят на новую бизнес-модель

Онлайн-площадки по продаже недвижимости отказываются от старой модели монетизации посредством продажи рекламы

На сегодняшний день купить телефон онлайн не составляет никакого труда — вы найдете множество интернет-магазинов, которые предоставят полный список технических характеристик аппарата, множество фотографий, видеообзоров и реальных отзывов пользователей. Но было ли так всегда? Вспомните, каких-то 5 лет назад процесс покупки телефона был совершенно другим.

Сегодня принято считать, что нельзя просто зайти на сайт и купить квартиру. Но действительно ли это так?

В развитых странах онлайн-порталы по аренде/покупке недвижимости — миллиардный бизнес, который демонстрирует ежегодный рост. Так, британский сайт недвижимости rightmove.co.uk имеет капитализацию на Лондонской бирже в размере $3,82 млрд, EBITDA на уровне 74% и демонстрирует стабильный рост выручки 20-25% в год, а рост трафика — в 15% ежегодно, хотя при показателе 110 млн посетителей в месяц это кажется просто невозможным.

Параллельно с этим в развивающихся странах появилось новое поколение онлайн-площадок, которые основаны на совершенно другой бизнес-модели. Порталы старого формата в развитых странах берут плату за рекламу объектов недвижимости с продавцов (агентов и брокеров). В то же время китайский сайт по аренде/продаже недвижимости Aiwujiwu берет оплату непосредственно за результат — 1% от продажи, которая была осуществлена через платформу. Сайты новой формации позиционируются как O2O (online to offline) и служат "мостиком" между продавцом и покупателем. Именно за этой моделью бизнеса будущее. В перспективе подобные онлайн-площадки по продаже недвижимости смогут "перескочить" старую модель монетизации посредством продажи рекламы и перейти в "новую бизнес-лигу", где составят достойную конкуренцию устаревшему брокерскому бизнесу.

Но несмотря на всю привлекательность, строить и развивать новую бизнес-модель не так просто. Во-первых, выход на прибыльность такого проекта можно ожидать не ранее чем через три года. Во-вторых, чтобы быть успешным в этом бизнесе, необходимо иметь сильную техническую команду разработчиков, аналитиков, онлайн-маркетологов, а также сильную локальную команду, которая сможет выстроить взаимоотношения с продавцами недвижимости в каждом отдельно взятом городе. А значит бизнес не получится вести исключительно онлайн, удаленно, вообще не встречаясь со своими клиентами.

Как движение рынка в сторону новой бизнес-модели влияет на продавцов и покупателей недвижимости, какие возможности открываются перед ними? В первую очередь стоит сказать, что выигрывают обе стороны. Продавцам не нужно будет вкладываться в рекламу, влияние которой на продажи очень сложно отследить. Для покупателя недвижимости также появляется ряд преимуществ — реклама не отвлекает внимание и не вводит в заблуждение пользователя. Основная задача площадки в этом случае состоит в том, чтобы помочь продавцу представить свою недвижимость в максимально привлекательном свете, привлечь к ней интерес покупателя и мотивировать его связаться с продавцом. Для этого интернет-портал доложен предоставить покупателю максимум информации и аналитики как по самому объекту недвижимости, так и по району, где он расположен, инфраструктуре и многому другому. И все это в максимально удобной форме.

Украина на указанные тренды реагирует крайне аккуратно. Этому есть логическое объяснение: рынок недвижимости нашей страны переживает затяжной спад, а полноценный запуск подобных онлайн-площадок требует больших инвестиций, которые могут прийти в страну лишь в случае улучшения инвестиционного климата. Вместе с тем некоторые украинские онлайн-площадки уже предлагают клиентам прогрессивную модель оплаты за результат, в частности речь идет об оплате за звонок от заинтересованного клиента.