Операторы (не)зависимости: на чем зарабатывает трубопроводный транспорт Украины

Операторы (не)зависимости: на чем зарабатывает трубопроводный транспорт Украины
Крупнейшие в Украине трубопроводные транспортные компании слишком зависимы от российского транзита природного газа, нефти и аммиака
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Трубопроводный транспорт Украины чутко реагирует на отношения с соседями, поскольку зарабатывает прежде всего на транзите. Чтобы компенсировать ухудшение контактов с российскими контрагентами, украинские транспортеры открывают рынок европейцам или ищут возможности активизировать внутренних заказчиков. Об этом пишет журнал "ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг".

По данным Госстата Украины, в 2015 году трубопроводный транспорт по грузообороту не дотянул до показателей 2014-го чуть более 1% (грузооборот 80,944 млрд ткм, перевезено 97,2 млн тонн). Однако осторожный оптимизм внушают показатели перевозок текущего года. По итогам 10 месяцев 2016 года грузооборот достиг 76,589 млрд ткм (рост 14,5%), перевезено 83,7 млн тонн грузов (рост 6,8%).

Госстат фиксирует в 2016 году рост перекачки газа на 11,3% и аммиака на 5,5%. Продолжает снижаться перекачка нефти: за 10 месяцев она сократилась на 12,4%. В то же время на 23,5% выросли перевозки нефти и нефтепродуктов ж/д транспортом.

Крупная рыба

Основная нагрузка и прибыль на рынке достается "Укртрансгазу" благодаря транзитному контракту НАК "Нафтогаз Украины" с "Газпромом". В 2015 году Украина заработала на нем $2 млрд. Но дальнейший доход от транзита зависит от стратегических планов российского монополиста, который забронировал мощности украинской газотранспортной системы (ГТС) только до 2019 года.

В 2013 году россияне транспортировали через ГТС 86,1 млрд куб. м газа, в 2014 году транзит упал до 62,2 млрд куб. м, а в 2015 году подрос до 67,1 млрд куб. м. Годовая мощность украинской ГТС — 147 млрд куб. м, а это значит, что она загружена менее чем наполовину своих возможностей.

Риторика первых лиц РФ и "Газпрома" свидетельствует, что россияне продолжат сокращать транзит и убеждать европейских покупателей, что поставки через Украину ненадежны. Так, президент России заявил, что "в связи с прогнозируемой синоптиками холодной зимой могут возрасти риски несанкционированного отбора украинской стороной части российского газа, поставляемого в Европу в соответствии с действующими контрактами".

Этот аргумент используется для того, чтобы обосновать увеличение загрузки магистрального газопровода "Северный поток" и строительства "Северного потока-2" в обход территории Украины.

Сохранить звание транзитного государства нашей стране поможет дальнейшая либерализация газового рынка: для загрузки своих транзитных мощностей Украине нужно стимулировать сторонних трейдеров.

Как отмечают в "Укртрансгазе", уже в 2013 году компания разрабатывала договоры на транзит и хранение газа совместно с GDF Suez (с 2015-го — ENGIE). В 2016 году изобретать велосипед не пришлось, потому что в 2015-м депутаты приняли закон о рынке газа и газотранспортных кодексов, что приблизило Украину к европейскому энергорынку. "Укртрансгаз" уже подписал договоры о хранении и транзите газа с ENGIE, DufEnergy Trading SA (Швейцария) и украинским представительством TrailStone Energy LLC. На этапе подписания находятся контракты с Central Energy Trade Limited Liability Company (Венгрия), и Nordwind Trade SA (Швейцария). Переговоры идут с AOT Energy (Польша).

По прогнозам президента Dixi Group Елены Павленко, после завершения транзитного контракта НАКа и "Газпрома" российский монополист станет одним из поставщиков, у которого на восточной границе Украины будут покупать газ европейские компании. Таким образом украинский оператор ГТС останется при работе — будет транспортировать газ в Европу.

Пока, как заявляют в "Укртрансгазе", контракты с европейскими трейдерами должны помочь с заполнением украинских подземных хранилищ и обеспечить европейцам возможность транспортировать газ через Украину в сторону Балкан.

Следующим шагом в направлении европейского рынка газа должна стать суточная балансировка (уравновешивание спроса и предложения на рынке, бывает физическая и финансовая). Сейчас на украинском рынке используется месячная физическая балансировка, но "Укртрансгаз" разрабатывает платформу для суточной.

По мнению главы ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Андрея Мизовца, это позволит улучшить планирование и ответственность участников. В пример он приводит страны ЕС, в которых операторы применяют финансовые и рыночные инструменты и не вводят таких ограничений, как в Украине (обязанность у поставщиков формировать страховой запас и предоставлять финансовую гарантию)

Вынужденное похудение

Нефтетранспортная система страны, по оценке "Нафтогаза", загружена всего на 15%. Это объясняется снижением транзита российской нефти на НПЗ в Словакии и Чехии, а также падением добычи и переработки нефти в Украине.

Как рассказывает первый заместитель главы "Укртранснафты" Андрей Пасишник, из-за падения добычи нефти в Украине снизился объем транспортировки на ПАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ ― единственный нефтеперерабатывающий комплекс, работающий в Украине). Если в 2015 году транспортировали около 1,7 млн тонн, то с начала 2016-го в Кременчуг доставили лишь 1,268 млн тонн.

При этом "Укртатнафта" импортирует около 0,5 млн тонн нефти, которую доставляет на завод ж/д транспортом. "Укртранснафта" хочет перехватить этот груз и доставлять его трубопроводом Одесса — Кременчуг. Согласно меморандуму о намерениях, который подписали компании, "Укртатнафта" должна транспортировать на Кременчугский НПЗ не менее 1,3 млн тонн в год (с возможным ростом поставок до 1,9 млн тонн). Это поможет компании-транспортировщику восстановить рентабельный объем внутренней прокачки и избежать пересмотра тарифа на транспортировку нефти внутри страны.

Но из-за законодательных коллизий компания не может воплотить свою идею без вмешательства правительства. Нефтепровод Одесса — Кременчуг заполнен нефтью марки Urals, а "Укртатнафта" хочет получать нефть марки Azeri. Чтобы начать поставки, нужно заменить одну марку нефти в трубопроводе на другую.

Но поскольку вытесненная нефть будет переработана на мощностях Кременчугского НПЗ, это фактически означает отчуждение основных средств, что запрещено законом "О трубопроводном транспорте". А значит, для такой операции требуется либо разрешение Кабмина, либо изменение закона. Сейчас "Укртранснафта" лоббирует отмену данной нормы через изменение закона "О трубопроводном транспорте". По словам Пасишника, компания надеется на положительный результат до конца 2016 года.

Аналогичная проблема у "Укртранснафты" с диверсификацией транзита.

За девять лет транзит нефти через Украину упал с 40 млн тонн до 15 млн тонн

Основное направление, которое приносит 85% доходов компании, это трубопровод "Дружба", который транспортирует российскую нефть в Европу. В 2015 году прибыль от этого направления составила 1,7 млрд грн.

Компания прорабатывает возможность транспортировки азербайджанской или иранской нефти на белорусские НПЗ. В частности, хотят задействовать МНТ "Южный", нефтепровод Одесса — Броды и вторую незадействованную ветку "Дружбы".

Но транзит в Беларусь зависит от интереса трейдеров к поставкам и позиции белорусской стороны, поскольку предполагается, что переработка нефти будет происходить по давальческой схеме.

Призрачная прибыль

"Укрхимтрансаммиак" (УХТА) эксплуатирует часть магистрального аммиакопровода Тольятти — Одесса и транспортирует аммиак от российских производителей до морской перевалки Одесского припортового завода (ОПЗ). Украинские азотные предприятия, подключенные к нему, а это "Стирол" (Донецкая обл.) и Северодонецкое объединение "Азот" (Луганская обл.), сейчас простаивают. Годовая мощность аммиакопровода составляет 2,5 млн тонн, и в отличие от других транзитных трубопроводов Украины его загрузка близка к максимальной: в 2014-м транспортировано 2,42 млн тонн, в 2015-м — 2,36 млн тонн.

Несмотря на снижение транзита аммиака, чистый доход УХТА в 2015 году вырос на 52,9%, до 1,725 млрд грн, чистая прибыль — до 170,57 млн грн (в 2,7 раза по сравнению с 2014-м). Причиной тому стал рост тарифов.

Плата за транзит аммиака состоит из базовой ставки и надбавки к ней. Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) оставило базовую ставку на уровне $3,2 за тонну, но увеличило надбавку с $0,6 до $1,6. В результате плата за транзит аммиака выросла с $3,8 до $4,8 за транспортировку 1 тонны на 100 км.

Российский "Тольяттиазот", основной заказчик транспортировки аммиака через Украину, незамедлительно подал иск с требованием признать приказ МЭРТ незаконным. Согласно позиции компании, устанавливать тарифы может только Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Министерство апеллировало к тому, что изменило лишь надбавку на тариф. Россияне судились с МЭРТ целый год, пока в ноябре 2016 года Высший административный суд Украины не встал на их сторону и не признал приказ МЭРТ незаконным. Теперь в планах "Тольяттиазота" требовать компенсацию за убытки.

Практически по всем видам трубопроводного транспорта Украина зависит от внешних клиентов или владельцев перекачиваемого ресурса. Без запуска отечественной химической или нефтеперерабатывающей промышленности этот фактор будет существенным риском, который может только увеличиваться.